Инклюзивное образование в Кыргызстане: первый шаг к адаптации ребенка с ограниченными возможностями

Автор -
3779

    До середины 90-х годов в Кыргызстане в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала сегрегация – отделение их в процессе обучения от здоровых детей. Ребята с особыми потребностями обучались в специальных школах, в интернатах. Позже в нашей республике наряду с традиционной системой начали внедрять инклюзивное образование — обучение детей с нарушениями в обычных дошкольных и школьных учреждениях вместе со сверстниками.

    Инклюзивное образование основано на идее равенства прав и возможностей: мы все разные, но каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Мы все способны чувствовать и думать, мы все нуждаемся друг в друге, и наша ценность не зависит от наших способностей и достижений. Обучение же в спецшколах нередко ограничивает эти права, ведь такой замкнутый мир отличается от реального и не дает особенным детям возможности для адаптации в обществе и социализации.

    Каким же образом помогает интегрированное обучение детям с ограниченными возможностями? Это и опыт общения со сверстниками для ребят с особенностями, это и социализация с самого детства, чего ребенок не всегда может получить в специальном учреждении. Для здоровых детей – это понимание гуманности, они уже с детства начинают узнавать, что есть люди с ограниченными возможностями, и что они такие же, как и все.

    «Конечно, сейчас мы уже понимаем, что инклюзивное образование является очень важным. Со времен СССР методы в этом вопросе сильно изменились, появилось много программ, проектов в сфере инклюзии. Такие дети имеют особые образовательные потребности, и если они все будут охвачены инклюзивным образованием, тогда у них будет возможность обучаться среди своих сверстников с нормальным развитием. Будет возможность к общению, шире будет аудитория для контактирования», — рассказывает дефектолог Замира Жапарова, преподаватель КГУ им. И. Арабаева. —

    На данный момент в Кыргызстане в 675 образовательных организациях обучаются около 4 тыс. детей школьного возраста и более 2 тыс. детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности и особые образовательные потребности.

    «Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что дети, имеющие особые образовательные потребности, обучаются в условиях массовых дошкольных и общеобразовательных организаций. Конечно, развитие инклюзивного образования в нашей стране повлияло на то, что большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья стало иметь доступ к образованию – как к дошкольному, так и школьному», — говорит Салтанат Мамбетова, ведущий специалист Минобразования КР.

    Она отмечает, что, несмотря на все трудности, уже заметна положительная динамика внедрения интегрированной системы обучения — возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах. Если раньше эти дети направлялись только в специализированные школы-интернаты, то теперь появилась возможность наравне со своими сверстниками, не отрываясь от семьи, получать образование.

    «Ребенок остается в семье, в той среде, в которой он родился и вырос. Я считаю, что это уже является значительным шагом для того, чтобы он был социализирован и адаптирован в обществе», — говорит Салтанат Мамбетова.

    Везде внедрение инклюзивного образования происходит по-разному. Есть страны, где за 10 лет была внедрена система — были очень большие вливания, есть страны, которые 15-20 лет шли к этому.

    «Скажем так, это зависит от готовности общества к принятию таких детей. У нас в стране есть законодательная база, которая направлена на улучшение условий жизни людей с ограниченными возможностями. Но не всегда все законы исполняются в должной мере – где-то средств не хватает, где-то потенциала. Я думаю, если сейчас будет готовиться внесение определенных изменений в закон «Об образовании» именно в части инклюзивного образования, процесс пойдет быстрее», — комментирует ведущий специалист министерства.

    Нельзя также забывать, что инклюзивное образование и специальное образование должны развиваться параллельно, отмечает Салтанат Мамбетова, и полностью заменить одно другим нельзя. Потому что ресурсов государства и неправительственного сектора все равно недостаточно: для детей с нарушениями зрения, слуха необходима специальная литература, учебные материалы, должны быть предоставлены помощники для такого ребенка, должно быть сопровождение социального педагога. Это тоже дополнительные финансовые затраты, которые даже для развитых государств считаются немалыми.

    «Сейчас дети, имеющие тотальные нарушения, обучаются в условиях специальной школы, где учителя обучены, есть своя методика преподавания, специальное оборудование есть. Где ребенка не только обучают, но еще и социально ориентируют в обществе. То есть учат, как, несмотря на свои нарушения, он может стать полноценным гражданином нашего общества. А те дети, которые имеют незначительные нарушения, они обычно обучаются в условиях массовой школы. Мы всегда должны ставить интересы ребенка в первую очередь. И именно об этом должны думать родители, выбирая путь инклюзивного или специального образования. Они должны учитывать интересы ребенка — насколько ребенок может выйти адаптирован из той или иной школы, насколько он будет социализирован, как он после школы сможет найти свое место в обществе», — замечает главный специалист ведомства.

    По словам Салтанат Мамбетовой, главным препятствием в развитии инклюзивного образования в стране, кроме отсутствия финансовых ресурсов, является само общество, которое еще недостаточно готово к этому.

    «Родительская общественность плохо информирована, и не все учителя, к сожалению, владеют методиками работы с такими детьми и поэтому боятся принимать их. И все-таки инклюзивное образование в нашей стране развивается, может не такими быстрыми темпами, как должно быть, но процесс все равно идет. Хорошую лепту в это вносят и многие общественные организации. Например, большая работа делается Фондом Евразия Центральной Азии и Фондом «Сорос-Кыргызстан». Но перед нами, конечно, стоит еще много задач, которые нам всем предстоит решить», — добавляет специалист Минобразования.

    Решение проблемы Салтанат Маметова видит, в первую очередь, в проведении широкой информационной кампании среди гражданского общества: необходимо объяснить гражданам, что дети с ограниченными возможностями здоровья — это обычные дети, у которых особые потребности к доступу к образованию, здравоохранению и социальным услугам.

    «У нас как происходит: родители самого ребенка боятся отдавать его в массовую школу, говоря о том, что здоровые дети могут его обидеть чем-то. А родители тех детей, которые учатся в классе, тоже боятся, что ребенок с ограниченными возможностями может обидеть их детей. Я думаю, здесь нужно проводить широкую информационную кампанию посредством СМИ, распространения буклетов, информационных материалов. Нужно объяснять, рассказывать, чтобы все общество смогло принять особенных детей, и чтобы сами дети не боялись этого. Тогда бы многие поняли, что инклюзивное образование – вовсе не так страшно и опасно, как им кажется», — заключает специалист Минобразования.

    Поделитесь новостью