По данным Госагентства по антимопонольному регулированию, рост цен на топливо в Кыргызстане вызван снижением поставок ГСМ из России, которая является основным импортером топлива.
В ведомстве сообщили, что с началом роста цен на ГСМ в апреле текущего года, средняя стоимость бензина поднялась на три сома по всей стране.
Заместитель главы Госагентства Динара Молдошева пояснила, что причиной роста стало ограничение на экспорт топлива из России в страны Центральной Азии. По ее данным, ограничения на ввоз должны были снять 1 июня, но продлили до начала следующего месяца.
Таким образом, частные АЗС лишились своих поставок ГСМ. В данный момент единственным импортером топлива в Кыргызстан является предприятие «ГазпромНефтьАзия», цены на продукцию которого также выросли.
Цены на ГСМ по г. Бишкеку (литр/сом):
АИ-98 – 37.00
АИ-95 – 35.00
АИ-92 – 32.80
АИ-80 – 30.50
ГАЗ — 21.00
Летнее дизельное топливо – 36.10
Однако Динара Молдошева отмечает, что поставок «Газпрома» катастрофически не хватает для удовлетворения потребностей автовладельцев. «На некоторых заправках Бишкека выдают не больше 20 литров бензина на одну машину, при этом не все виды топлива имеются в наличии, – рассказала представитель Госагентства по антимопонольному регулированию. — Наибольший дефицит ощущается в Нарынской области, на которую приходится всего три заправки, и в Баткенской области, где работают только две станции. В этих областях цена топлива достигла отметки в 45,5 сомов за литр. Такая высокая цена обусловлена действиями перекупщиков, которые контрабандой вывозят топливо в соседний Таджикистан, продавая его уже по 80 сомов за литр».
10 июня пресс-служба правительства сообщила о достижении договоренности
с ОАО «ГазпромНефтьАзия» о продаже 1000 тонн топлива по льготной цене. Данное топливо отправится на заправки Баткенской области.
Президент Ассоциациии нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев сообщил, что подобная ситуация с нехваткой ГСМ по стране продлится до 1 июля при условии, что Россия снимет ограничения в указанный срок. Следующая партия топлива должна составить 100 тысяч тонн.
По данным предпринимателя, ежегодный объем импортируемого в Кыргызстан топлива близок к 1 миллиону тонн, 92% из которых привозится из России, 8% — из Казахстана.