Сегодня, 6 июля, Общественная Организация «Фонд Прогресса» распространила заявление по поводу высказываний президента переходного периода Розы Отунбаевой накануне, 5 июля, на тему приемлемой для Кыргызстана формы правления:
«Президент в своем в видеоблоге заявила о том, что герои апрельских событий не для того проливали кровь, чтобы снова возродить президентскую форму правления. Мы напоминаем президенту, что они выступали не за введение парламентской формы правления, а против семейственности и коррупции во власти. Народ, как и год назад, ждет от государственных институтов эффективности, честности и открытости при принятии государственных решений. Любая форма правления должна обеспечивать представительство и контроль власти со стороны народа, однако на деле настоящая Конституция этого не обеспечивает. Постоянно происходят юридические коллизии, столкновения между ветвями власти, расплывчаты и непостоянны правила игры.
К тому же надо отметить, что когда принималась современная Конституция, в большей части страны был режим чрезвычайного положения и люди голосовали больше не за принятие основного закона, а за стабильность и безопасность в стране.
Также Президент в видеоблоге ссылается на авторитетных зарубежных экспертов, которые считают, что в Кыргызстане «третий раз воссоздавать президентскую властную вертикаль – это значит вступать в третий революционно-авторитарный цикл».
Изменение Конституции страны это исключительное право народа Кыргызстана и никакая другая страна не должна вмешиваться в этот процесс. Это нормальный процесс движения страны по сложному демократическому пути. Главное чтобы это не было навязано сверху в соответствии с подходящей политической конъюнктурой.
Также «Фонд Прогресса» считает, что мы должны отказаться от постоянного употребления термина «форма правления», что еще больше вводит население в заблуждение. Ни в одной из стран мира не существует исключительно президентской, либо парламентской формы правления. Настоящая кыргызстанская Конституция также не обеспечивает парламентаризм в чистом виде, так как в стране есть сильный президент, курирующий силовой блок и внешнюю политику страны.
Существуют законные способы изменения Конституции страны. В настоящей Конституции в статье 114 (раздел 9) предусмотрены ее изменения следующим образом: путем референдума, назначаемого ЖК – часть 1 статьи 114, либо Жогорку Кенешем, по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК, либо по инициативе 300 тысяч избирателей – часть 2 статьи 114.
В преддверии предстоящих президентских выборов мы призываем возможных кандидатов на высший пост страны озвучить свое видение по поводу изменения политической платформы в стране.
Согласно декрету Временного правительства «О президенте Кыргызской Республике на переходный период», президент КР «обязан обеспечить проведение честных, свободных и прозрачных выборов президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
В связи с данным пунктом Декрета, мы призываем президента страны воздержаться от комментариев по данной теме, так как это является прямым вмешательством в выборный процесс».