12 июля 2011 года СМИ Кыргызстана распространили ряд «нелестных» заявлений депутата Жогорку Кенеша Равшана Жеенбекова (Ата Мекен) в адрес ГКНБ КР. К примеру, нардеп сообщил, что во всех телекоммуникационных компаниях, включая мобильную и аналоговую связь, установлена СОРМ — система оперативно-розыскных мероприятий, которую сотрудники спецслужб заставили приобрести насильно и периодически используют в качестве борьбы с инакомыслием.
«Основная часть оборудования СОРМ находится в здании ГКНБ, и вся информация проходит через его специалистов. Поэтому сегодня ни один человек не защищен от прослушивания. ГКНБ все время прикрывается секретностью информации», — заявил Равшан Жээнбеков.
Спустя два дня, Служба нацбезопасности Кыргызстана решила ответить нардепу, причем тоже посредством СМИ.
В ГКНБ КР сообщили:
«Опыт ведущих мировых держав показывает, что до 80 % информации, способствующей раскрытию террористических замыслов, добывается спецслужбами через контроль средств связи.
Поскольку основной пафос заявления депутата Равшана Жээнбекова в очередной раз направлен на попытку обвинить ГКНБ в незаконном прослушивании, считаем уместным напомнить, что все предшествующие инсинуации подобного рода не нашли фактического подтверждения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в сетях и каналах связи осуществляется ГКНБ исключительно на основании судебных актов и в полном соответствии с действующим законодательством.
Что касается работы, проводимой по совершенствованию законодательной базы СОРМ, то органы нацбезопасности принимают в ней непосредственное активное участие. Так, представитель Управления правового обеспечения ГКНБ входит в специально созданную рабочую группу, возглавляемую депутатом Жогорку Кенеша Дастаном Бекешевым.
Считаем важным оспорить утверждение Равшана Жээнбекова о том, что «ГКНБ, как часть системы, не хочет меняться». На самом деле, в настоящий период в органах нацбезопасности осуществляется детальная проработка проекта коренного реформирования деятельности в рамках разработки Концепции правовой политики.
Пресс-служба ГКНБ, в целях достоверного информирования граждан по поднимаемому вопросу, считает необходимым сделать следующие пояснения: утверждения депутата о том, что с апреля 2010 года не совершенствовалось законодательное регламентирование функционирования системы СОРМ, не соответствуют истине.
В нормативно-правовой базе имеются определенные пробелы. К примеру, не регламентирован порядок взаимодействия уполномоченных госорганов и операторов связи при проведении таких мероприятий. Это, в свою очередь, не позволяет в полной мере выявлять, предупреждать и пресекать преступные посягательства, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства.
Что касается вопроса о том, насколько деятельность ГКНБ Кыргызской Республики соответствует указанной выше цели, считаем уместным привести для примера следующие данные:
Благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, в мае 2010 года были обнаружены сбежавшие из здания суда члены банды Жумабека Зикирбаева во главе со своим главарем, смертельно раненным во время задержания. 29 ноября 2010 года, в ходе спецоперации в городе Оше, были ликвидированы 3 члена террористической группировки ИДУ, оказавшие яростное сопротивление. С 25 декабря 2010 года по 11 января 2011 года оперативно-розыскной группой ГКНБ КР были ликвидированы 2 и задержаны 13 членов террористической группировки «Жайшуль Махди» (Армия Махди). Были раскрыты теракты: взрыв во дворе бишкекской синагоги 9 сентября 2010 года, взрыв у здания Дворца Спорта 30 ноября 2010 года, попытка взрыва возле здания ГУВД Бишкека 25 декабря 2010 года, попытка взрыва у здания АЗС «Газпром» в микрорайоне «Восток-5» 4 января 2011 года. Помимо этого, предотвращено разбойное нападение на граждан США.
С начала 2011 года мероприятия на каналах связи позволили выявить и задержать разыскиваемого боевика международной террористической организации ИДУ Низами Абиева, совершившего в августе прошлого года побег из СИЗО № 1 города Душанбе, в ходе которого были убиты нескольких сотрудников изолятора и захвачены заложники».