В ночь с 28 на 29 июня текущего года на центральной площади Ала-Тоо в Бишкеке демонтировали статую «Эркиндик», что вызвало немалое количество споров, волну критики и даже стычки между сторонниками и противниками сноса.
K-News удалось встретиться с председателем совета молодежной организации «Кыргыз Эл» Сейтеком Душеналиевым и членом совета Адилетом Саткеевым, которые выступали за демонтаж статуи «Эркиндик» и установку памятника легендарному герою Манасу.
Чем занимается ваша организация и каковы ее цели?
Сейтек Душеналиев: Общественное Объединение «Кыргыз Эл» работает больше 6 лет и не является политической организацией, не преследует политических целей, в том числе — достижения власти. Главное для нас — поднять патриотический дух, который сейчас у граждан не на должном уровне, и национальное самосознание жителей, чтобы у них, а в первую очередь — у молодежи, было понимание сущности кыргызского народа. Нашей целью не является пиар или самопиар, и мы не пытаемся разрекламировать себя или организацию.
Кого вы приняли в свои ряды?
Адилет Саткеев: Сегодня в нашей организации порядка 50 человек. В основном – это менеджеры высшего или среднего звена. Есть люди, работающие на госдолжностях, но большинство — в коммерческих организациях. Среди нас нет политиков, что очень важно, ведь мы — вне политики.
Почему вы поддержали демонтаж статуи «Эркиндик»?
Адилет Саткеев: По кыргызским традициям и обычаям, женщина держит тундук только в двух случаях — когда в роду умерли или убиты все мужчины, либо когда все мужчины на войне, но даже в таком случае тундук держали маленькие мальчики. Например, когда мне было 7 лет и моя семья устанавливала юрту, я держал тундук руками, а моя мама с сестрами поддерживали мои руки и помогали держать его.
В прошлом, когда кыргызские мужчины ругались между собой, они часто угрожали друг другу, говоря, чтобы их тундуки держали их жены. Это трактовалось, как: «Я тебя убью и уничтожу весь твой род».
В случае со статуей «Эркиндик», как бы вы поступили, если бы у вас дома, в зале или гостиной, куда приходят гости, стояла статуэтка, говорящая о смерти всех мужчин в этой семье? Я думаю, каждый здравомыслящий человек, понимая, что эта статуэтка является проклятьем, попытался бы избавиться от нее.
Сейтек Душеналиев: Для кыргызов тундук и шест, на котором его поднимают, являются сакральными вещами, поэтому, когда устанавливаются такие памятники, надо проводить экспертизу — культурную, историческую и, возможно, духовную. Памятник «Эркиндик» был установлен при Аскаре Акаеве без согласования с общественностью, по инициативе каких-то чиновников, которые решили впопыхах установить эту статую.
Какова, по вашему мнению, должна быть дальнейшая судьба статуи «Эркиндик»?
Адилет Саткеев: Пускай спилят с ее руки этот тундук, поставят вместо него что угодно и потом поставят памятник, куда властям угодно. В тундуке, который держит статуя, центральный смысл всего и если его оставят, я буду бороться, чтобы и из нового места убрали статую, либо спилили тундук с ее руки.
Сейтек Душеналиев: Да пусть, например, туда вместо тундука поставят лавровый лист или венок. Тем более тундук никогда руками не поднимают, а держат только на шесте.
А если бы статую оставили на прежнем месте, лишь спилив тундук, вас бы это удовлетворило?
Адилет Саткеев: Я за то, чтобы там стоял памятник Манасу. Но если бы у «Эркиндик» не было тундука, у меня было бы меньше агрессии к статуе, я был бы нейтрален. Ходить и бороться за то, чтобы ее убрали, я бы не стал.
Сейтек Душеналиев: Абсолютно нет, мы же говорим не только о сносе памятника. Там должен стоять памятник Манасу.
Значит, ваша позиция заключается в поддержке демонтажа статуи «Эркиндик» и установке памятника Манасу. А что вы для этого сделали?
Адилет Саткеев: Надо подчеркнуть, что мы не поднимали шум, а просто вели подготовительную работу. Мы написали письмо о необходимости установки статуи Манаса, собрали подписи молодежных организаций и объединений, встречались с лидерами фракций Жогорку Кенеша, депутатами. Мы обходили их, передавали им письма, объясняли важность этого вопроса, стараясь уговорить их, чтобы этот вопрос был рассмотрен на заседании парламента.
Потом, когда появилась информация о замене статуи, многие люди, в том числе блогеры и пользователи Интернета, шумели по этому поводу. Проблема была в неинформированности общественности, с ней не была проведена информационная работа. Мы связывались с людьми, объясняли им подоплеку данного события, причины замены статуи, после чего получали положительные отзывы и понимание.
Неприятие переноса статуи связано с отсутствием информированности общества об исторических фактах и традициях кыргызов?
Адилет Саткеев: Я думаю, те люди, которые уважают традиции кочевников, выступают за наше единство, живут в этой стране, связывают свои жизнь и будущее с этим народом, те, кто верят и хотят сохранить независимость – они полноценно поддержали бы демонтаж статуи «Эркиндик» и установку памятника Манасу.
Сейтек Душеналиев: Для нашего движения это имеет духовную и культурную ценность, поскольку молодежь может получить наглядный пример, какой ей нужно быть. Ни для кого не секрет, что сейчас Кыргызстан испытывает тяжелые времена и сталкивается с проблемой лидерства, нам не везет с нашими правителями. Мы часто киваем в сторону других стран и народов, вспоминаем Чингисхана и Ататюрка, но почему бы кыргызам не обратиться к своим истокам и истории, почему бы не сделать примером для подражания своих героев? У нас есть Манас, Дуйшенкул Шопоков, Чолпонбай Тулебердиев, жертвы 7 апреля 2010 года, солдаты, погибшие во время Баткенских событий в 1999-2000 годах. У нас много таких героев и нам кажется, что их олицетворением является образ Манаса. В его лице будет установлен памятник всем тем, кто боролся за независимость народа и страны.
Недавно мы узнали, что премьер-министр попросил крупные компании и бизнесменов выделить средства на установку памятника Манасу. А у вас есть идеи по сбору финансов?
Адилет Саткеев: К нам не обращались, но мы сами предлагали устроить марафон для сбора средств. Мы сами не успели собрать деньги, потому что решение правительства о демонтаже было озвучено неожиданно. Но, как минимум, по 100-200 долларов каждый из членов нашего движения вложил бы.
Сейтек Душеналиев: Вообще, это дело чести каждого кыргыза. Если бы объявили марафон, то каждый кыргыз считал бы себя причастным к этому, да и все граждане Кыргызстана, которые считают это необходимым, присоединились бы. Есть хороший пример: в Монголии установлен 40-метровый памятник Чингисхану из серебра, для чего монголы несли деньги и покупали серебро, то есть, каждый из них считал важным принять участие.
И резюмируя: вы поддерживаете смену памятников, потому что считаете это необходимой мерой для пропаганды национальной идеологии, традиций и поднятия уровня патриотизма населения?
Адилет Саткеев: И ради веры в завтрашний день! Это тоже одна из самых важных вещей.
Сейтек Душеналиев: Надо добавить еще кое-что — Манаса воспринимают, как батыра, а он был не просто батыром, а ханом. Сейчас весь народ Кыргызстана испытывает нужду в таком правителе, который будет стоять до конца на защите интересов страны. Как минимум, такие памятники должны стоять во всех областных центрах, где проходят митинги и демонстрации.