Эксперт Нурдин Илебаев: «Вопрос в том, насколько само общество готово к экономическим реформам»

Автор -

    Экс-председатель правления «ФинансКредитБанка», эксперт-экономист Нурдин Илебаев дал эксклюзивное интервью информационному агентству KNews, ответив на вопросы об  экономическом положении Кыргызстана.

    — Нурдин Эмильевич, можно ли говорить о том, что экономика Кыргызстана растет?

    — Согласно официальной статистике, ВВП растет. Но, думаю, вопрос больше интересен с реформистской точки зрения. Любая экономика движется поступательно и с определенным лагом, то есть результаты как положительных, так и отрицательных реформ сказываются не сразу. Сейчас предпринимаются попытки провести некоторые реформы, восстановить крайне низкий инвестиционный рейтинг, улучшить систему бюджетирования страны, усилить экспортный потенциал, – всё это должно сказаться в течение нескольких лет. Другой вопрос, который возникает несмотря на то, что сегодня много говорят о необходимости реформ для обеспечения экономического роста, – насколько общество само готово к этим реформам.

    — Отдельные эксперты говорят, что страна находится в тяжелом экономическом положении. Вы согласны с этим утверждением?

    — Это — безусловно. Множество показателей — тому свидетельство. Не будем раскрывать самые витиеватые, а возьмем основные макропоказатели – бюджет, инвестиции, экспорт, импорт. Положение действительно сложное! И здесь мы опять возвращаемся к вопросу реформ и тех шагов, которые предпринимаются государством.

    — А все-таки, какие конкретно проблемы существуют в экономике Кыргызстана?

    — Это настолько часто обсуждается в обществе, думаю, нет смысла говорить об этом опять. Легче, наверно, сказать, где в экономике Кыргызстана нет проблем…

    — Можно ли говорить о том, что правительство справляется с существующими проблемами?

    — Я бы сказал так: правительство сейчас вынуждено решать и решает вопросы текущего операционного характера, которых накопилось превеликое множество. По сути, оно занимается «латанием дыр». Требуются же меры реформистского характера. Полагаю, правительство это ясно осознает. Но здесь необходимо время…

    — Того, что делает государство, достаточно для создания устойчивого экономического роста?

    — На этот вопрос сложно ответить однозначно. Время покажет. На мой взгляд, необходимы  реформы в секторе госуправления, в судебной системе, в фискальной сфере, в денежно-кредитной политике.

    — Прокомментируйте ситуацию с инвестициями в стране.

    — Инвестиционный рейтинг у страны, как говорится, «ниже плинтуса». Откровенно говоря, внутреннего инвестирования реально недостаточно, для внешних инвестиций требуются соответствующие предпосылки: политическая стабильность, гарантии безопасности, адекватное налогообложение и прочее. Здесь необходимо провести огромную работу и, прежде всего, со стороны государственных органов.

    — Некоторые экономисты обвиняют правительство в отсутствии программы экономического развития. Скажите, насколько важно для республики наличие этого документа?

    — Это действительно важно. Но необходимо отметить одну существенную деталь. Программа должна быть не описательного характера. На мой взгляд, не обязательно делать ее огромной. Она должна нести в себе конкретные направления развития экономики с четким отражением приоритетных отраслей, намечаемых и проводимых реформ, ожидаемых результатов, с указанием необходимых мероприятий, сроков, ответственных лиц – все должно быть расписано буквально по шагам. И далее – жесткий мониторинг выполнения, сильная политическая воля! Без этого результата не будет. Проблема в том, что за 20 лет в Кыргызстане было создано великое множество самых разнообразных программ, проектов, концепций, где отражались действительно адекватные идеи, но очень многие из них остались на бумаге. Не хватало политической воли, мешали обстоятельства. Этого нужно избежать!

    — Сейчас правительство разрабатывает проект государственной ипотечной кампании. Как Вы думаете, насколько реалистичны эти планы?

    — Собственно говоря, не вижу проблем. Вполне нормальная идея. Здесь главное – подойти логично и эффективно, не извратить саму суть. Несмотря на то, что этот проект будет больше носить социальный характер, важно обеспечить четкий и ясный экономический механизм. В принципе, изобретать велосипед не придется, есть масса примеров реализации подобных проектов.

    — По поводу ипотеки: насколько высока вероятность того, что государство сможет выдавать кредиты под 8-10 % — по другим сведениям 16 % — на 30-40 лет?

    — Возможно, речь идет не о прямых источниках государственного бюджета. Да, госбюджет находится не в лучшем положении, но, думаю, подразумеваются иные ресурсы: гранты, льготные страновые кредиты либо кредиты от многосторонних организаций…

    — А как Вы считаете, смогут ли граждане страны возвращать эти кредиты, и не ждет ли страну, в случае невозврата, ипотечный коллапс?

    — На тех условиях, которые Вы озвучили, это будут действительно льготные кредиты. Полагаю, вероятность возврата здесь будет достаточно высока. Ипотечного коллапса, по идее, не должно быть. Я сейчас не уверен, как этот механизм будет отражаться в рамках бюджетной классификации, но вероятнее всего, он будет за балансом, то есть идти как ресурс по погашению дефицита бюджета. Кроме этого, по статистике у нас достаточно адекватная кредитная культура, что не может не сказаться на возврате кредитов.

    — Вернемся к общим вопросам: какие экономические проекты правительства вы могли бы назвать удачными?

    — Если речь идет о действующем правительстве, то, думаю, к этому разговору нужно вернуться позднее. Как я говорил ранее, для реализации крупных экономических проектов и достижения результата требуется время. Из операционных проектов, думаю, можно назвать программу льготного кредитования фермеров. Безусловно, это не решает всех проблем, но снимает часть вопросов для аграриев, формирует определенную тенденцию и для банковского сектора.

    — Сейчас активно муссируется вопрос республиканского бюджета. Вы как считаете, стоит ли верить экономистам, которые утверждают, что правительство не сможет с ним справиться?

    — Я уже упоминал, ситуация с бюджетом действительно сложная. Сейчас трудно что-либо прогнозировать со стороны. Может быть, мы не обладаем полной информацией. Насколько мне известно, в недавнем телевизионном интервью премьер Алмазбек Атамбаев еще раз отметил данный вопрос, подтвердив приверженность к ранее утвержденному формату бюджета. На сегодня пересмотрены многие источники бюджетных доходов… Посмотрим.

    — Правительство в вопросе перекрытия бюджетного дефицита во многом рассчитывает на те 5 миллиардов сомов, которые якобы выделит Кыргызстану Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Некоторые эксперты считают, что если бы ЕврАзЭС действительно собирался дать нам эти деньги, страна бы давно уже их получила. Вы с таким мнением согласны?

    — Насколько мне известно, получение кредита от любой многосторонней организации является достаточно долгим и сложным процессом. Это вопрос не одного дня! Помимо этого, если не ошибаюсь, важным условием получения кредита было погашение кредитных обязательств Кыргызстана перед одним из кредиторов. На сегодня долг возвращен. Поэтому как раз сейчас и можно будет проверить это утверждение…

    — А что насчет повышения зарплат бюджетникам? Насколько, по Вашему мнению, бюджет этого года был к этому готов? Существуют ли какие-то опасности, связанные с этим повышением?

    — Скажу честно, здесь трудно ответить однозначно. Бюджет и пересмотр ряда его статей, как по доходной, так и по расходной части, формировался, по сути, в операционном ритме. С другой стороны, согласитесь, что вопрос повышения зарплат бюджетникам назрел давным-давно. И этот шаг был вынужденным. Есть риски, связанные с повышением зарплат бюджетникам, есть, и, на первый взгляд, они достаточно стандартны. Дефолт по обязательствам может иметь соответствующие социальные последствия. Но, полагаю, правительство это осознает, и примет соответствующие меры…

    — Ну и, пожалуй, заключительный вопрос: как влияет на экономику страны политический фактор?

    — Его влияние существенно. Но здесь важен скорее не политический режим, а политическая стабильность, предсказуемость ситуации для всех игроков рынка.

    Поделитесь новостью