В спорах вокруг национализированных объектов сложно разобраться на фоне громких судебных дел и разбирательств. K—Newsпобеседовал с Назирой Усеналиевой, заместителем директора Фонда по управлению национализированным имуществом, о текущей ситуации с национализированными объектами и с действующими предприятиями с государственной долей.
Какова текущая ситуация с национализированными объектами?
На сегодняшний день мы имеем 47 объектов, которые были национализированы по 42 Декретам Временного правительства КР. Постановлением правительства от 8 июля 2011 года была утверждена программа по приватизации 23 объектов. Остальные 24 объекта было решено оставить в собственности государства, чтобы провести дополнительный правовой анализ и изучение экономической деятельности.
Однако Управление делами президента обратилось к спикеру и правительству с просьбой оставить 5 легковых автомобилей, включенных в перечень подлежащих приватизации объектов, на балансе государства.
За год существования Фонда по управлению национализированным имуществом, созданного 18 августа 2010 года, мы приняли участие в 53 судебных делах, из них по 17-ти – в качестве ответчика, в остальных – как третья сторона без самостоятельных требований. По 13-ти искам судебное производство прекращено, по 4-м – приостановлено, по 9-ти – продолжается. Сейчас мы выступаем как ответчик в деле о признании права собственности на объекты недвижимости в национализированных объектах пансионата «Витязь» и элитного жилого комплекса «Аврора Плюс».
В каких компаниях с государственной долей было введено государственное управление по примеру ЗАО «Альфа Телеком»?
Говорить о введении госуправления не совсем правильно. Являясь собственником пакета акций предприятий, Министерство государственного имущества по закону об акционерных обществах назначило органы управления. По результатам анализа деятельности 10-ти компаний за 2010 год в них были переназначены органы управления. Все происходило строго в соответствии с законодательством, смена членов правления проводилась путем голосования на общем собрании акционеров. В эти 10 компаний вошли ОАО «Чакан ГЭС», ОАО «Нарынгидроэнергострой», ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж», ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Петрол Групп», ОАО «Дитис», ОсОО «СК Ресурс», ОАО «ТНК Дастан», ОАО «Азия Агроресурс» и ОАО «Бишкекскийликеро-водочный завод». Кроме того, в 2010 году были созданы государственные предприятия «Солнышко» и «Витязь».
Каковы экономические показатели деятельности предприятий с госдолей после введения в них органов управления со стороны государства?
Мы провели экономический анализ деятельности за 2009-2010 годы в 9-ти компаниях. В 4-х из них финансовые результаты были положительными: ЗАО «Альфа Телеком» (49 % акций в госдоле), ОАО «Чакан ГЭС» (100 %), ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж» (71,3 %) и ОАО «ТНК Дастан» (98,3 %). А в 5-ти предприятиях финансовая деятельность была убыточной: ОАО «Нарынгидроэнергострой» (90 %), ОАО «Дитис» (33 %), ОАО «Азия Агроресурс» (35 %), ОсОО «ТРК Пирамида» (100 %) и ОсОО «Петрол Групп» (100 %).
Пока говорить о больших результатах рановато, но в любом случае мы видим, что введение нового эффективного менеджмента приносит свои плоды. Например, у ЗАО «Альфа Телеком» прибыльность выросла в 5 раз. У ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж» на момент национализации было много долговых обязательств, но, несмотря не небольшую прибыль, в настоящее время большая часть из них уже погашена.
Сразу возникает вопрос: сколько денежных средств поступило в государственный бюджет от предприятий с госдолей?
Всего от деятельности 4-х компаний за 2009-2010 год в госказну в виде дивидендов поступило 890 миллионов 717,9 тысяч сомов, что на 292 % больше прогнозируемого показателя. Из них львиная доля приходится на ЗАО «Альфа Телеком», дивиденды которой превысили ожидаемую цифру в 3 раза и составили 859 миллионов 454,12 тысяч сомов. В 2 раза больше средств поступило от ОАО «Чакан ГЭС» — 10 миллионов 41,2 тысячи сомов. ОАО «ТНК Дастан» перечислили 19 миллионов 663,6 тысяч сомов, а ОАО «Нарынспецгидроэнергомонтаж» — 1 миллион 559 тысяч сомов.
Отдельной статьей идут поступления в госбюджет от сдачи в аренду государственного имущества. Так, ГП «Витязь» перечислило 221 тысячу, а ГП «Солнышко» — 45 тысяч сомов. Следует отметить, что это только 30 %, ведь в соответствии с налоговым кодексом, 70 % прибыли остается на содержание этих объектов.
И наконец, от ГП «Топливно-заправочный комплекс «Манас» в республиканский бюджет поступило 46 миллионов 835 тысяч 057 сомов.
Как вы прокомментируете обвинения в адрес Мингосимущества и ФУНИ в том, что якобы под видом национализации на самом деле проходило рейдерство, так как ни один собственник не получил возмещения?
Национализация шла по двум направлениям: в случаях причастности к семье бывшего президента Курманбека Бакиева или при нарушении норм закона о приватизации с 2005 по 2010 годы. По первому пункту возмещения быть не может, иначе получилось бы, что мы должны выплатить компенсацию Курманбеку и Максиму Бакиевым, Алексею Елисееву и другим вовлеченным лицам.
Во всем мире национализация подразумевает, что государство забирает какое-либо имущество у частного собственника в интересах государства, но при этом возмещает его стоимость. К сожалению, у нас получилось не как у всех. Для благоприятной инвестиционной среды в Кыргызстане важно, чтобы люди не боялись вкладывать в собственность, зная, что она защищена. С другой стороны, защищая частную собственность, мы забываем о государственной. Нельзя, чтобы она легко уходила в чужие руки.
На сегодняшний день в соответствии с Декретом № 103 от 19 июля 2010 года «Об утверждении порядка принудительного изъятия имущества», возмещение предусмотрено по 7 объектам, которые не проходят по уголовным делам, но были приватизированы с нарушениями. Таким образом, возмещение стоимости полагается следующим лицам за объекты: земельный участок в селе Кара-Ой Иссык-Кульской области — ОсОО «Инвест-Трест», 2 земельных участка на территории Чолпон-Атинской городской управы — ОсОО «Терра-Нова» и ОсОО «Санвей», малый терминал с перроном и земельным участком — ОАО «Международный аэропорт «Манас», топливно-заправочный комплекс — ЗАО «МанасАэрофьюэлс», кинотеатр «Чатыр-Куль» — гражданин Швайденко А. и 96,944 % доли в уставном капитале ОсОО «Ташкомур» — гражданин Ысмаилов К. Пока никто из них не получил возмещения со стороны государства, так как законодательство требует наличия решения суда с указанием суммы возмещения.
В СМИ неоднократно проходила информация о невыплате государством по кредитным обязательствам национализированных объектов коммерческим банкам. Предусмотрено ли возмещение здесь?
Вы правы, у нас есть объекты, которые на момент национализации были заложены в коммерческих банках. По итогам ревизии сумма задолженностей 77 единиц недвижимости по 3-м национализированным объектам составила 18 миллионов 377 тысяч 255,3 долларов США.
Коммерческие банки говорят, что государство, как собственник национализированного имущества, должно вернуть расходы. Например, ОсОО «Инвест-Трест» получило кредит под залог. Государство владеет лишь часть имущества — 91 объектом с земельным участком, так почему оно должно выплачивать полный кредит действующей компании? Другое дело – ОАО «Чакан ГЭС», где было национализировано 100 % акций, и государство приняло на себя все долговые обязательства в том числе.
В Гражданском кодексе КР есть статьи 7 и 297, которые регламентируют случаи возникновения обязательств между лицами при отсутствии соглашений между ними. Мингосимущества не имеет никаких обязательств перед коммерческими банками, поскольку вопрос заложенных национализированных объектов не подпадает ни под одно обстоятельство в перечне в вышеуказанных нормативно-правовых актах.
С какими трудностями сталкивается Фонд в отношении национализированных объектов?
Очень проблематично работать с ОсОО «Континент Принт», где 65 % акций находятся в госдоле. До сих пор на не пускают назначить органы управления и не предоставляют финансовую документацию. Мы обратились в Счетную палату, которая 26 августа 2011 года издала приказ о проведении в этой компании аудита. Немного другие затруднения возникли с ОсОО «СК Ресурс», где 70 % принадлежат государству, 20 % — российской компании и 10 % — физическому лицу. По уставу, смена органов правления возможна лишь при достижении кворума акционеров, поэтому мы не можем пока провести собрание.
Как будет проходить приватизация 23-х объектов?
Для начала отмечу, что в этот список вошли те национализированные объекты, содержание которых требует больших средств или необходимо для развития рынка. Например, яхту «Bavaria-38 Cruiser» целесообразнее продать в частные руки, нежели тратить бюджетные средства на ее содержание. Точно также недостроенные дома выгоднее приватизировать для развития дальнейшего использования, ведь неизвестно, когда государство найдет и выделит средства на завершение строительства.
Уже разработан и утвержден пошаговый план по каждому из объектов. Также мы провели тендер на закупку оценочных услуг, который выиграли компании ТОО «Ernst&Young», ОсОО «ЦО и ЭС «Ал-Стар», ОсОО «Азия Оценка» и ОсОО «ЦО «Славянский Восток». А 14 июля 2011 года был издан приказ о создании межведомственной комиссии по оценке объектов, надлежащих приватизации, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша от каждой фракции, представители Счетной палаты, Мингосимущества, неправительственных организаций и ассоциаций предпринимателей.
Оценочные компании отправляют финальный отчет в Мингосимущества, далее будет сделан запрос на получение рецензии в экспертный совет Ассоциации оценщиков. После этого межведомственная комиссия будет утверждать стоимость каждого объекта. Затем министр государственного имущества принимает решение об установлении стартовой цены для проведения аукциона.
В настоящее время этот процесс завершен по трем объектам: яхте «Bavaria-38 Cruiser», недостроенный 3-х этажный гостевой дом с мансардой в селе Булан-Соготту Иссык-Кульской области и коттедж № 56 в центре отдыха «Каприз». По ним уже получен отчет оценщиков и уже утверждена стоимость. 30 августа в газете «Слово Кыргызстана» было опубликовано объявление о продаже и ровно через месяц пройдет аукцион.
Каковы ваши дальнейшие планы?
Самое главное, надеемся успешно реализовать программу по приватизации 23-х объектов. Кроме того, в целях повышения прозрачности нашей деятельности мы планируем запустить официальный сайт Фонда, где будет размещаться вся информация и отчетность.
Я считаю, что не нужно бояться национализации, нужно законодательно закрепить ее, а не так как сейчас она урывками упоминается в Конституции и разных законах. Если бы я была инвестором, мне бы хотелось увидеть гарантию в виде нормативно-правовых актов, в которых был бы установлен порядок национализации, обстоятельства, в каких случаях полагается возмещение, где были бы даны определения самой национализации, экспроприации, реквизиции, конфискации и другим важным понятиям. Тогда не будет разночтений и обид.