«Воздушные» цифры бюджета
В начале 2011 года на заседании Жогорку Кенеша, где проходили слушания по бюджету, бывший на тот момент председателем парламентского Комитета по бюджету и финансам Акылбек Жапаров обвинил правительство в том, что бюджет «нафарширован воздушными цифрами» и потребовал от кабинета министров обосновать статьи доходов, за счет которых правительство намерено перекрывать его дефицит.
«Мы выступаем против популистских обещаний. Парламент – не «свадебный генерал», поэтому мы и потребовали от правительства не «фаршировать» бюджет пустыми деньгами. К примеру, не закладывать в бюджет 3 миллиарда сомов от продажи национализированных объектов. Я неоднократно обращался в правительство с требованием обосновать предполагаемые источники поступлений, но не получал ответа», — заявил тогда экс-министр финансов.
Не изменилась позиция финансиста и сейчас, спустя полгода. В то, что правительство сможет исполнить главный финансовый документ страны, оппозиционер до сих пор не верит.
«Очень большие сомнения, как у аналитиков, так и у меня лично, вызывает расходная часть бюджета, равная порядка 90 миллиардам сомов. Кроме того, его исполнение зависит от дефицита, насколько будут найдены источники его покрытия. Сегодня дефицит составляет 21 миллиард 600 миллионов сомов. За первые 8 месяцев мы смогли уменьшить эту цифру всего на 10 % — 280 миллионов сомов. Сегодня мы имеем серьезную угрозу неисполнения по доходной части, поскольку ОАО «Кыргызтелеком» вряд ли уже продадут, а за счет этой продажи государство намеревалось выручить около 5 миллиардов сомов. Пока не известна судьба Евразийского Антикризисного фонда, а там тоже около 5 миллиардов сомов было. Очень большие сомнения вызывают и другие источники перекрытия дефицита» — сообщил Акылбек Жапаров.
Миссия – успеть продать MegaCom
Информацию по ОАО «Кыргызтелеком» подтвердил и заместитель министра финансов, директор Центрального казначейства Медер Темирбеков.
«По информации Министерства государственного имущества ОАО «Кыргызтелеком» приватизирован не будет. Но в настоящее время Мингосимущества прорабатывает вопрос по продаже 49 % акций МegaCom. Суммы, полученные от продажи этой доли акций, по предварительным оценкам, превысят те средства, которые мы заложили в бюджет от продажи «Кыргызтелекома», — сообщил он.
Вместе с тем, до конца года остается лишь 4 месяца. Успеет ли за этот срок правительство не только «проработать вопрос», но и осуществить продажу сотового оператора, вокруг которого развернулись серьезные судебные тяжбы – ответить никто не берется.
Долги и кредиты
Возникают вопросы и относительно 5 миллиардов, заложенных в республиканский бюджет в счет поддержки Кыргызстана Антикризисным фондом ЕврАзЭС.
«Получение кредита от ЕврАзЭС было заложено еще в прошлом году, когда составляли бюджет, и, естественно, нам нельзя допустить, чтобы этот кредит не был получен», — неоднократно заявлял в своих выступлениях премьер-министр Алмазбек Атамбаев.
С начала года глава правительства неоднократно повторял, что поддержка в получении ожидаемых 106,7 миллионов долларов им получена
«Не буду скрывать, эта поездка была очень важна тем, что мы обсуждали вопрос о предоставлении кредита по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 106,7 миллионов долларов. Такая поддержка нами получена со стороны России и Казахстана. Это было уже озвучено со стороны министра финансов России Алексея Кудрина», — сообщал по итогам своей майской поездки в Минск на заседание глав правительств СНГ и ЕврАзЭС Алмазбек Атамбаев.
Однако эффектность обещания премьера была «испорчена» новыми условиями, которые были выдвинуты перед республикой для получения оговоренных средств. Для начала, от Кыргызстана власти России и Беларуси потребовали погасить имеющиеся перед их странами долги – порядка 14,5 миллионов долларов. Долг погасили весной текущего года. Однако после того, как долг был погашен, Фонд озвучил новое условие.
«С тем, чтобы у ЕврАзЭС была уверенность, что средства Фонда направляются по целевому назначению, не облагаются налогами и так далее, они хотят, чтобы их офис был открыт здесь — в Бишкеке — для отслеживания, мониторинга и прочего. Сейчас осталось подписать и ратифицировать соответствующее соглашение, что не займет много времени», — отметил замминистра финансов Медер Темирбеков.
В Кыргызстане уже 8 месяцев нет четкой программы экономического развития
Вместе с тем, эксперты высказывают серьезные опасения по поводу того, что на пути получения кредита могут появиться новые препоны. В Международных финансовых институтах, утверждают они, также сомневаются в способности Кыргызстана справиться с дефицитом бюджета.
«Они обещали кредит — деньги есть, но у нашего государства нет программы выхода из ситуации с бюджетными «дырами». Алмазбек Атамбаев, при вступлении в должность, прилюдно всем гражданам пообещал, что в течение месяца принесет программу экономического развития страны со всеми цифрами. Идет уже восьмой месяц года, а этой программы нет. Международные финансовые институты видят, что у нас нет четких экономических расчетов по тому, как предотвратить кризис и выйти из него. 500 миллионов долларов – это «дырка». Они дадут 100 миллионов, и эти 100 миллионов уйдут, а в следующем году мы опять у них будем просить деньги», – считает экс-министр финансов Акылбек Жапаров.
Примечательно, что с такой внушительной брешью между доходной и расходной частью бюджетов Кыргызстан за все 20 лет своей независимости столкнулся впервые. 2, 6 и даже 13 миллиардов сомов дефицита в истории страны уже фигурировали, более 21,5 миллиарда – никогда.
«Расходы на госуправление составляют около 30 % расходной части бюджета. Получается, что одна треть бюджета направляется на содержание чиновников. Это много даже по сравнению с развитыми государствами, в которых на содержание госаппарата в среднем уходит 15-20 %. Для того, чтобы справиться с дефицитом, государству нужно, для начала, сократить указанные расходы», — считает независимый эксперт, в прошлом начальник Бишкекского городского финансового управления Зоотбек Кыдыралиев.
Однако в Минфине поспешили отметить, что эти статьи расходов итак урезаны.
«10,4 миллиарда сомов – это 29,4 % всех расходов республиканского бюджета. Минфин делал все возможное, чтобы ограничить расходы на транспорт, командировки и прочее. Если брать показатели за 7 месяцев, то эти статьи бюджетных расходов исполнены на 85 %. Отмечу, что за аналогичный период 2010 года на содержание госаппарата было затрачено 8 миллиардов сомов», — отметил Медер Темирбеков.
Вместе с тем, спешат добавить в Минфине, государство не только урезает расходы, но и увеличивает доходы в казну.
Положительная статистика Минфина
Согласно статистике Минфина, за первые 7 месяцев 2011 года в республиканский бюджет поступило 44,7 миллиардов сомов – на 11,6 % больше того, что было запланировано. При этом финансисты, представляющие государство, говорят, что причина кроется в «искоренении коррупции и повышении эффективности работы фискальных органов».
По словам Медера Темирбекова, за счет улучшения администрирования в Налоговой и Таможенной службах, фискальные органы начали гораздо больше приносить налогов — теневые потоки, которые раньше шли в карманы, теперь идут в бюджет.
«Кроме того, мы существенно увеличили поступления дивидендов от предприятий. Это доходы, полученные от управления государственной собственностью и экономической деятельности предприятий. В прошлые годы предприятия, полностью или частично находящиеся в госсобственности, практически не платили дивиденды. Выплачиваемые ими суммы не превышали 300-500 миллионов сомов. В этом году ими было выплачено уже 2,7 миллиарда сомов. То есть практически сейчас мы выполнили годовой план, который составляет 2,8 миллиарда», — утверждает заместитель министра финансов.
Впрочем, у того, что доходная часть республиканского бюджета исполняется с опережением плана, как выяснилось, есть и другое объяснение.
Секрет «успешности» бюджета – предоплата налогов
«Есть специальные таблицы по исполнению бюджета и в них есть такая графа, как «Переплата и возврат НДС». Так вот, когда я смотрел эти таблицы перед парламентскими каникулами, то, согласно им, по состоянию на 1 июля, государство внесло предоплату в счет будущих налогов в размере около 7 миллиардов сомов. Получается, что четвертый квартал, когда государству уже нечего будет брать с налогоплательщиков, станет самым тяжелым», — пояснил Акылбек Жапаров.
Таким образом, выходит, что в казну уже поступили налоги за несколько месяцев вперед. Кроме того, практически сполна уплачены дивиденды. Иными словами, скорее всего, по данным статьям крупных вливаний в госбюджет уже не будет.
«Если в сентябре правительство не внесет изменения в бюджет и резко не сократит свои расходы, что кощунственно для правительства, которое идет на выборы, это тяжелым грузом свалится на следующее правительство и весна будет очень тяжелой. То, что творится в Греции и Италии, нам просто покажется «цветочками», — заключил Акылбек Жапаров.
Говоря о европейских странах, политик имел в виду экономические проблемы, которые копились в этих странах годами — практически нерегулируемый, по оценкам специалистов, дефицит бюджета, колоссальные государственные расходы на социальную сферу, которые привели, в итоге, к увеличению налогов и сокращению размеров пенсий и заработных плат.
Бесперспективные перспективы
Таким образом, согласно полученным официальным данным, расходная часть бюджета Кыргызстана в настоящий момент составляет порядка 91 миллиарда сомов, из которых за 7 месяцев исполнено только порядка 39 миллиардов. Получается, что за оставшиеся 5 месяцев государство должно будет выполнить прописанные в законе обязательства и выделить в рамках бюджета 52 миллиарда сомов.
Вместе с тем, из доходной части бюджета страны, составляющей примерно 70 миллиардов сомов, исполнено только около 45 миллиардов – 6,4 миллиарда ежемесячно. Для того чтобы успеть реализовать доходы — еще 25 миллиардов сомов, и перекрыть дефицит бюджета — 21 миллиард — до конца текущего года, правительство должно ежемесячно пополнять госказну, минимум, на 9,2 миллиардов сомов, а это — на 3,2 миллиарда больше официальных сборов.
Если учесть, что донорские средства в республику, возможно, так и не поступят, получается, что опасения экспертов о невыполнении государством своих бюджетных обязательств, которое соответственно повлечет за собой дефолт, не лишены оснований.
Мировая практика показывает, что дефолт, иными словами неисполнение обязательств по расходной части бюджета, влечет за собой задержку заработных плат и пенсий, повышение стоимости продуктов и значительный рост инфляции. И как следствие – прогрессирующая социальная напряженность.
Помимо этого, через несколько недель в Кыргызстане начнется главная политическая гонка, когда почти 80 желающих занять президентское кресло, будут бороться за высший государственный пост всеми доступными методами, где возникновение политической нестабильности вызывает большие опасения на фоне нестабильности экономической.