Такое заявление накануне, 8 декабря, было озвучено председателем Общественного Наблюдательного Совета при МВД Кыргызстана Александром Лейтиным на встрече в Иссык-Кульской области, где обсуждались основные положения концепции «К безопасности на дорогах страны через прозрачность бюджета и подотчетность».
По его словам, в Государственном управлении безопасности дорожного движения прохождение технического осмотра относят к фундаментальным проблемам республики.
«Возможное решение данной проблемы состоит в упрощении процедуры прохождения технического осмотра, ликвидации его второго этапа. Необходимо установить камеры видеонаблюдения, минимизировать взаимоотношения граждан с чиновниками, то есть ввести наличие минимальных требований, необходимых для прохождения техосмотра (внешний вид, исправность основных узлов)», – сказал Александр Лейтин.
Техосмотр не должен быть «привязан» к взиманию налога на движимое имущество. Взимание данного налога предлагается производить при покупке топлива, по принципу «больше ездишь – больше платишь». Данный налог должен быть фиксированным: например, с десяти литров ГСМ должен взиматься 1 сом. Для упрощения процедуры взимания налога и полного поступления взысканных средств в бюджет предлагается введение маркировки.
Также он подчеркнул, что большой проблемой остается слабая техническая оснащенность службы безопасности дорожного движения МВД Кыргызстана (отсутствие транспорта, ГСМ, технических средств регулирования), а также нехватка денежных средств, которые могут быть направлены на данные нужды.
«Сотрудники вынуждены нести службу на личном автотранспорте. Для решения этой проблемы нужно выделить для службы ДПС ГУБДД МВД 50-100 радарных установок с функциями видеофиксации, что упростит доказательную базу, конфликты с гражданами. А также выделить 150-200 патрульных автомобилей, оборудованных камерами видеонаблюдения. После чего необходимо обязать сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС) нести службу только на патрульном автотранспорте, в зоне действия камер видеонаблюдения, установленных в автомобилях. Данная мера снизит нарекания граждан и позволит эффективно контролировать действия сотрудников ДПС. Наличие трекеров на каждом патрульном транспортном средстве позволит отслеживать реальное местонахождение экипажа данного патруля», – отметил Александр Лейтин.
По его мнению, внесение изменений в Кодекс Кыргызстана об административной ответственности даст возможность предусмотреть нормы, позволяющие часть взысканных штрафов направить на финансирование службы ДПС.
По его предложению, необходимо создать единый департамент безопасности дорожного движения МВД на базе ГУБДД МВД Кыргызстана. Данному департаменту целесообразно напрямую подчинить все ныне существующие подразделения безопасности дорожного движения областей и районов системы МВД. Оптимизация структуры управления данного органа позволит координировать и контролировать деятельность службы из единого центра, а также задействовать сотрудников службы в обеспечении безопасности
дорожного движения, снизит коррупционные проявления и освободит от чуждых функций и посторонних задач.
«Отсутствие единой базы данных государственных органов не позволяет эффективно отслеживать, взыскивать недоимки и задолженности граждан по отношению к государству. И создание единой базы данных, совместимой с параллельными службами государственных органов (ГУБДД МВД КР, ГРС, налоговая, пограничная, таможенная службы, система судебных исполнителей), позволит эффективно решать указанные задачи», – рассказал Александр Лейтин.
Он добавил, что необходимо поэтапно (на одну треть в год) переводить сотрудников БДД на финансирование из республиканского бюджета, так как местным бюджетам не под силу содержать их. И поэтапно повышать зарплаты за счет денежных средств, взысканных в виде административных штрафов.
Для реализации указанных вопросов Александ Лейтин предложил:
1. Поддержать руководство республики;
2. Создать небольшую профессиональную группу, включающую в себяруководителя, PR-менеджера, двух юристов (из Минюста и из МВД), двух программистов, бухгалтера, специалиста по страхованию, ДПС, службе технического и дорожного надзора, лицензированию, службе ГРС, работника отдела кадров;
3. Провести PR-кампанию;
4. Поэтапно и прозрачно провести реформы;
5. Выделить денежные средства на первоначальное техническое оснащение реформируемых органов МВД.