Около года назад Кыргызстан подавал заявку на кредит в 106,7 миллионов долларов из Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС. Евразийский банк развития, управляющий данным фондом, выдвинул несколько условий – конечным стало открытие представительства Банка в столице Кыргызстана — Бишкеке. Оно откроется в первом квартале 2012 года.
В связи с этим K-News взял интервью у уже назначенного, директора бишкекского представительства ЕАБР Андрея Широкова.
Расскажите, какие обязательства лежат на государствах-участниках ЕАБР, и какие выгоды несет с собой членство в Банке?
Вхождение в ЕАБР подразумевает, что страна-участница соглашается на принципы работы, на основе которых функционирует Банк. В том числе предоставляет нам иммунитет – дипломатический, налоговый и так далее, а также статус преференциального кредитора.
Это означает, что если в стране случается дефолт, то его последствия не распространяются на проекты, которые финансирует ЕАБР.
Интерес от участия в Банке состоит в том, что страны и их хозяйствующие субъекты (компании, организации) могут реально привлекать наши инвестиционные ресурсы для решения самых приоритетных, сложных и крупных задач в экономике.
Мы — банк развития, и наша задача – не наращивание прибыли акционеров, а поддержка ключевых, экономически важных, но затратных бизнес-проектов на территории стран-участниц.
По каким причинам так затягивается открытие представительства? Ведь соглашение о пребывании Банка в Кыргызстане было подписано еще 14 сентября текущего года.
Не соглашусь с Вами в части того, что прошло много времени, по двум причинам. Во-первых, соглашение вступило в силу 10 ноября, когда завершилась его ратификация и кыргызская сторона официально уведомила об этом Банк. Именно с этого момента началась реальная работа по открытию представительства.
Во-вторых, открытие офиса в новой стране предполагает проведение комплекса мероприятий: от аренды помещения, прокладки каналов связи, приобретения оборудования, до подбора и аккредитации персонала.
Сейчас эта работа активно ведется. В конце ноября я был назначен директором представительства ЕАБР в Бишкеке. В этой должности я занимаюсь организацией работы Банка в Кыргызской Республике.
Антикризисный фонд ЕАБР уточнял нужды, на которые Кыргызстан запрашивает кредит. Расскажите об итогах данной работы.
Этот процесс еще не завершен. В настоящее время ЕАБР, как управляющий средствами АКФ, в тесном взаимодействии с Министерством финансов Кыргызстана продолжает работу над уточнением конкретных бюджетных нужд, под которые запрашивается указанный кредит. После завершения данной работы, управляющий представит свои предложения Экспертному совету АКФ, который, в свою очередь, направит рекомендации по данной заявке на рассмотрение Совета Фонда.
Очевидно, что финансово-экономическая ситуация в стране меняется. Сейчас она заметно отличается от ситуации, имевшей место в то время, когда была подана первоначальная заявка на указанный кредит. Кыргызстан демонстрирует сильный восстановительный рост, во многом – за счет высокой конъюнктуры рынка золота и увеличения объемов денежных переводов трудовых мигрантов. Изменились и бюджетные возможности страны.
Хотелось бы отметить, что мы готовим техническую сторону вопроса, оцениваем экономические и финансовые параметры по заранее утвержденной матрице. А итоговое решение принимается Советом АКФ.
По каким критериям Банк определяет, выдавать стране кредит или нет? Всегда ли проводится доскональное исследование нужд страны?
Если речь идет о кредитах самого Банка, то обычно ЕАБР выдает крупные (от 30 миллионов долларов) и долгосрочные (на 10-15 лет) кредиты. Часть кредитов выдается с условием отсрочки первого платежа на определенный срок или даже до того момента, пока проект не начинает генерировать прибыль. Ни один коммерческий банк таких условий предложить не в состоянии. Но, я повторю, наша главная задача – не прибыль, а эффект от инвестиций для экономик наших участников.
Мы учитываем социально-экономическую значимость каждого проекта для страны.
Это и объем налоговых поступлений, и создание новых рабочих мест, оцениваем проект с точки зрения дополнительного выпуска продукции в смежных отраслях, социальной ответственности и его соответствия экологическим нормам, а также интеграционные эффекты от его реализации – в виде роста взаимной торговли и взаимных инвестиций, развития кооперационных связей между государствами-участниками Банка.
Обычно из 10 кредитных заявок до стадии финансирования доходит две-три. Нам приходится отказывать по основаниям, прописанным в нашем уставе. Часто бывает так, что инициатор проекта не имеет собственных средств, или его проект экономически несостоятелен, или не соответствует стратегическим задачам ЕАБР как банка развития.
По поводу кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС: на каких условиях его выделяют?
В Антикризисном фонде, управляющим которого является наш банк, есть лимиты на каждую страну. При их определении принималось во внимание экономическое состояние страны, такой показатель, как валовой национальный продукт на душу населения. Хочу отметить, что эти документы являются открытыми, они есть на сайте АКФ (см http://acf.eabr.org).
Общий лимит доступа Кыргызской Республики к средствам АКФ – 255 миллионов 390 тысяч долларов. Поскольку Кыргызстан относится к странам с низким уровнем доходов на душу населения, то на него распространяются высокольготные финансовые условия кредитов, соответствующие рекомендациям Всемирного банка и МВФ.
В частности, для финансовых кредитов (на цели поддержки бюджета или платежного баланса) эти условия таковы: фиксированная процентная ставка от 1 до 3 % без каких либо других комиссий и сборов. Сроки возврата с учетом льготного периода – до 20 лет, льготный период – до 5 лет.