Неделя началась с бунта в СИЗО № 1 в Бишкеке. Из собственных источников K-News поступила информация, что заключенных избивают и отбирают сотовые телефоны. Однако председатель ГСИН Шейшенбек Байзаков опроверг это и заявил, что в камерах заключенных проводится «плановый обыск».
Чуть позже корреспонденту K-News удалось пройти в СИЗО № 1 и поговорить с заключенным, который рассказал, что арестантов бьют, пинают ногами и режут. Сотрудник учреждения в ответ на это заявил, что арестанты сами режут себе руки и кровью пачкают вещи, и происходит это в связи с тем, что из СИЗО № 1 выводят «положенца» Дамира Сапарбекова, которого переводят в СИЗО № 50. Заключенные начали поджигать матрацы, из-за чего произошел пожар.
А в это время у ворот следственного изолятора начался митинг родственников бунтующих заключенных. Спустя час сотрудники милиции разогнали их, а особо сопротивляющихся погрузили в автобусы и отвезли в Октябрьское РОВД.
Примерно в 15.00 часов вышедший из СИЗО № 1 омбудсмен Турсунбек Акун сообщил, что провел беседу с заключенными, после чего они успокоились.
«Я поговорил лично с Дамиром Сапарбековым и он мне рассказал, что не знал о его переводе в другое СИЗО. По его словам, утром в учреждение ворвались люди в масках, которые начали избивать заключенных. Он пытался успокоить их, однако события развивались стремительно, и он не смог ничего сделать. По словам начальника СИЗО № 1, заключенные начали избивать сотрудников ГСИН, но я им не верю. Я считаю, что осужденные тоже люди, у них есть права, которые я буду защищать», — отметил Турсунбек Акун.
Как сообщил пресс-секретарь ГСИН Жолдошбек Бусурманкулов, в результате обыска было изъято 100 граммов гашиша, 38 сотовых телефонов, 4 «заточки», 5 отмычек, 4 самодельных ножа и 1 тысяча 200 долларов.
В этот же день стало известно о факте пытки юриста Бакая Мамбеталиева его начальником — членом секты Муна Ли Хон Чоном. По словам матери пострадавшего в отношении Ли Чонг Хона были возбуждены уголовные дела, однако в Первомайском районном суде его оправдали.
На следующий день, 17 января, омбудсмену Турсунбеку Акуну из собственных источников стало известно, что один из заключенных, избитый во время бунта скончался.
Директор Общественного Фонда «Голос свободы» Сардар Багишбеков сообщил K-News, что в приемнике-распределителе сидят 12 родственников бунтовавших заключенных в СИЗО № 1.
«На 25 человек был составлен протокол об административном правонарушении и они, после вынесения решения Октябрьским судом, были водворены в приемник-распределитель. 12 человек были выпущены на свободу, еще одну увезли на машине Скорой помощи, в итоге в распределителе осталось 12 человек, которые написали жалобу», — отметил Сардар Багишбеков
Также в этот день стало известно, что против заместителя министра внутренних дел Кашкара Джунушалиева возбуждено уголовное дело по обвинению в пособничестве бизнесу своей дочери, которая «занимается торговлей оружием и боеприпасами.
В среду, 18 января, у здания Белого Дома прошел митинг рабочего персонала закрытых игорных заведений, которые требовали дать им рабочие места.
«Почти все мы – люди пенсионного возраста и нас не берут на работу в другие места. Мы в отчаянии. Поэтому мы сегодня собрались у здания Белого Дома, чтобы поговорить с депутатами и рассказать им о своих проблемах. Мы очень надеемся, что они выйдут и выслушают их», — сообщила участница акции протеста Эльвира Кобултова.
В этот же день стало известно, что во время бунта в СИЗО № 1 пострадало 7 заключенных. Четверо из них были вывезены в больницу исправительного учреждения № 47, трое — госпитализированы в медсанчасть столичного следственного изолятора.
Адвокаты Дамира Сапарбекова, который содержался в СИЗО № 1, где произошел бунт, заявили, что их подзащитный не является «положенцем».
«Мы считаем, что версия ГСИН однобока. Сапарбеков не «положенец». Он был осужден по статье 170 и не был признан членом ОПГ. Поэтому заявления о том, что бунт произошел из-за него – беспочвенны», — отметила адвокат Дамира Сапарбекова Лилия кызы Жолдошбек.
Также она отметила, что Дамир Сапарбеков был переведен в СИЗО № 50, хотя ранее Турсунбек Акун заявлял, что перевод не состоится.
В четверг, 19 января, родственники заключенных в СИЗО № 1 устроили митинг, требуя отставки председателя ГСИН Шейшенбека Байзакова.
«Наших сыновей и братьев содержат в ужасных условиях. Их кормят прогнившими продуктами и всячески унижают. Причиной обыска 16 января стала голодовка, произошедшая в СИЗО № 1 перед Новым годом. Это была месть Шейшенбека Байзакова», — заявила одна из участниц митинга Уметай Боркобаева.
В этот же день министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев заявил, что ГЭС «Камбарата-2» начали строить для того, чтобы украсть как можно больше денег.
«По строительству подстанции «Датка» и отходящей от нее высоковольтной линии «окончательная» сумма проекта неоднократно менялась. Потом, когда стало понятно, что на экспорте энергии много не получишь, они начали стройку «Камбарата-2» для того, чтобы украсть как можно больше денег», — сказал Аскарбек Шадиев.
Под конец дня стало известно, что заключенные в СИЗО № 5, расположенного в Оше, объявили голодовку.
В пятницу, 20 января, для журналистов была проведена экскурсия по СИЗО № 1 с участием председателя ГСИН Шейшенбека Байзакова. Представители СМИ познакомились с кормящей матерью, которая родила ребенка в следственном изоляторе. Она отметила, что условия содержания ее и ее трехмесячного младенца являются удовлетворительными.
По словам Шейшенбека Байзакова, по факту бунта было возбуждено уголовное дело. Также стало известно, что почти во всех исправительных учреждениях заключенные объявили голодовку.
«Они не едят казарменную еду. Питаются лишь продуктами, которые передают родственники. Они требуют, чтобы открыли камеры и они могли свободно ходить между ними», — отметил начальник Главного штаба ГСИН, полковник Кубанычбек Кенебаев.
Также в этот день стало известно, что милиции удалось задержать члена одной из организованных преступных группировок. У 30-летнего Тилеберди Абыл уулу, являющегося «смотрящим» по Бишкеку, было обнаружено и изъято 29 патронов от автомата Калашникова.
В субботу, 21 января, стало известно о том, что сын Исы Омуркулова Азамат Исаев, ставший в августе 2011 года участником ДТП, в результате которого погибло трое людей, направил кассационную жалобу в Чуйский областной суд, с просьбой признать его виновным в данном преступлении.
Также омбудсмен Турсунбек Акун сообщил в интервью K-News, что в СИЗО № 1 заключенные одной из камер забаррикадировали дверь кроватями и не пускают к себе его сотрудников.
Однако председатель ГСИН Шейшенбек Байзаков в разговоре с K-News опроверг данное заявление.
«В настоящий момент в СИЗО № 1 ничего не происходит, обстановка спокойная», — сообщил он.