Анатомия межнационального конфликта в селе Андарак

Автор -
484

    Предновогодние события в селе Андарак, самой крайней южной точке республики, — это еще одно напоминание-предупреждение об уязвимости межнационального согласия. Политолог Алик Саидов, проживающий на юге республики, поделился с K-News своим видением ситуации:

    «Все началось банально — с конфликта между молодыми людьми. Следственные органы сейчас разбираются, кто виноват в первопричине драки, обычного «выяснения отношений». Возможно, раньше и не обратили бы внимание на то обстоятельство, что в драке противостояли представители разных национальностей. Но сейчас даже детский конфликт может перерасти в межнациональный при обшей накаленной ситуации, обостренной социальными проблемами и авантюрными политическими заявлениями.

    Хроника этого конфликта небогата фактами. Известно, что 29 декабря 2011 года школьники села Андарак кыргызской национальности обратились к участковому инспектору милиции Абдисаиту Жапарову, сказав, что их избили молодые люди таджикской национальности, после чего трое пострадавших – Нурмухаммед Ташбеков. Жаныбек Айтбаев и Орозбек Саматов — обратились за медицинской помощью. Причем, первый из них был госпитализирован в тяжелом состоянии.

    Органы правопорядка сработали четко, и уже примерно через час виновники были определены и допрошены. Ими оказались Абдурауф Поччоев1992 года рождения, Турахон Ходжаев 1991 года рождения и Аваз Латипов 1990 года рождения. Но их родственники не позволили работникам милиции задержать участников драки. Реакция не замедлила себя ждать — родственники пострадавших юношей стали собираться возле здания айыльного округа. Милиция должна была как-то отреагировать на это, поэтому сотрудники правоохранительных органов доставили участников драки в отделение для проведения допросов. После чего к зданию местного отделения милиции стали подтягиваться родственники задержанных парней-таджиков.

    Уже в 17.30 часов случилась первая стычка между одним из родственников потерпевшего – Абдували Тилековым с лидером таджикской диаспоры Темиржаном Ходжаевым. После этой стычки начали стихийно формироваться очаги взаимного противодействия: в одном месте собрались 100-150 молодых людей кыргызской национальности, с другой стороны порядка 300 человек — таджикской. Сотрудники милиции и представители местного самоуправления пытались снять напряжение. Но, успокоив одну сторону конфликта, тут же сталкивались с возмущением другой стороны. Сначала вроде бы удалось уговорить разойтись по домам кыргызскую часть села, но когда родственники потерпевших узнали, что виновники драки с таджикской стороны под давлением таджикской части села были освобождены, волна возмущения снова стала нарастать.

    Сейчас детали этого конфликта устанавливает следствие, но результат его очевиден: несколько сожженных сараев, разрушенные киоски, разбитая автомашина. Но хуже всего — еще один клин в проблему межнациональных отношений.

    Межведомственная комиссия под председательством заместителя завотделом по обеспечению безопасности, правопорядка и обороноспособности Аппарата правительства Алика Мамыркулова внимательно рассмотрела и проанализировала причины этого конфликта, поименно назвала всех его участников, установила по возможности четкую хронологию событий, роль должностных лиц в урегулировании конфликта и так далее. К слову, работу этой комиссии конфликтующие стороны признали неудовлетворительной, и даже обвинили ее в ухудшении обстановки в селе.

    Далее срочно была сформирована парламентская комиссия в составе депутатов Жогорку Кенеша Торобая Зулпукарова (СДПК), Назарали Арипова (Республика) и Жусупали Исаева (СДПК). Народные избранники не только выясняли обстоятельства произошедшего, но и всеми силами старались примирить стороны, выслушивая упреки и годами копившиеся обиды каждой из сторон конфликта. Так, на встрече с представителями кыргызской стороны прозвучали претензии в адрес односельчан-таджиков, которые, мол, не уважают законы Кыргызстана, вырубают деревья и загрязняют воду, которая поступает в кыргызскую часть села.

    И.о. главы госадминистрации Лейлекского района Нооман Сайдуллаев заявил, что межведомственная комиссия создана «неправильно» и работает «неэффективно». И вообще, во всем, мол, виновато руководство страны, которое не в состоянии остановить контрабанду горюче-смазочных материалов из Кыргызстана в Таджикистан.

    На встречу с членами обеих комиссий с таджикской стороны пришли около 400 человек. Они говорили, что сожалеют об инциденте, отметили, что всегда прежде жили в мире и согласии с кыргызами. И высказали свои наболевшие проблемы: попросили выделить дополнительные участки для возведения жилых домов и назначить заместителем главы айыльного округа гражданина таджикской национальности для более успешного решения социальных и прочих проблем.

    Прозвучала и совсем уж «политическая» причина конфликта: мол, причиной противодействия стали политические предпочтения кыргызской и таджикской частей села на выборах президента страны. Местное население утверждает, что таджики голосовали за победившего на выборах Алмазбека Атамбаева, представителя партии СДПК, а у кыргызов был другой фаворит.

    Проверить эту версию в силу тайного голосования практически невозможно. Но нужно отметить, что раскол но политическим предпочтениям на юге страны был серьезный, и его нельзя сбрасывать со счетов.

    Отдельного разговора заслуживают выводы и рекомендации по нормализации обстановки, которые сделала межведомственная комиссия. Главные причины: «не уделялось должного внимания сохранению межэтнического согласия, а также социально-экономическому состоянию сел Андарак и Искра», «не проводилась на должном уровне работа по укреплению межнационального согласия в районе», «в школах отсутствует интернациональное воспитание подростков», «отсутствует планомерная работа со стороны районной госадминистрации и айыльного округа по организации и проведению культурно-просветительских работ в селах, по осуществлению толерантности, терпимости и взаимоуважению между народностями и национальностями». Одним словом, администрации на местах, начиная от сельской и кончая областной, «не предприняли меры, и на местах не созданы специальные штабы. В селах, где проживают представители различных наций, не проводились встречи по разъяснению возникшей ситуации, на основе чего не были призывы к единству и укреплению дружественных отношений». Хуже того, «губернатором Баткенской области не даны соответствующие распоряжения по урегулированию межэтнических отношений, а также пресечению противоречий и конфликтов среди многонационального населения». В числе причин «не проведены праздник урожая и другие мероприятия», не укреплены границы с Таджикистаном, не приняты адекватные меры по пресечению контрабанды ГСМ и минеральных удобрений. Оказывается, это аким Лейлекского района виноват в том, что не проводил разъяснительные работы среди населения по «вопросам делимитации и демаркации государственных границ», что вызывало проблемы с поливом входе весенне-полевых работ. Опять же, это «со стороны Лейлекского района не приняты и не проведены в 2011 году мероприятия по укреплению дружбы, торговли, а также в целях сокращения различных барьеров в укреплении государственной границы».

    Ситуация напоминает июньские события 2010 года в Оше и Джалал-Абаде — там тоже работали комиссии, результатами работы которых народ остался не доволен.

    Читая выводы нынешней межведомственной комиссии, понимаешь, что людей не удовлетворяет формальное отношение к путям решения самой проблемы межнациональных отношений. Народ недоволен формализмом и откровенной некомпетентностью как местных властей, так и чиновников более высокого ранга в вопросах укрепления межнациональных отношений.

    Ладно, простые граждане могут и не знать, как на должном уровне проводить мероприятии по укреплению и стабилизации, разъяснению и урегулированию, но это обязаны знать те, кто наделен властью и соответствующими полномочиями. Сегодня уже всем ясно, что одними призывами к миру проблему не решить. Что разовыми мероприятиями, чаепитиями, встречами аксакалов конфликты не ликвидировать. Что терпимость и взаимоуважение формируются не в ходе просветительских лекций, и не на уроках толерантности.

    Каковы «причины конфликта», таковы и «рекомендации по исправлению ситуации». Опять — «провести целенаправленные мероприятия по изучению и анализу», «организовать на постоянной основе широкомасштабные разъяснительно-профилактические мероприятия», «создать штабы при районных администрациях и организовать деятельность интернациональных народных дружин», «создать общественно-профилактические центры», «активизировать взаимодействие органов местного самоуправления и представителей этнических диаспор в целях предотвращения конфликтных ситуаций» и так далее. Пока все эти меры не дадут эффекта, предложено передислоцировать в Исфану (Лейлекский район Баткенской обасти) 80 бойцов внутренних войск, так сказать, для «урегулирования и своевременного реагирования», «пресечения и предупреждения».

    К слову, следует особо отметить слаженную работу органов Министерства внутренних дел и Государственного комитета национальной безопасности, которые фактически остановили конфликт, не доведя его до кровопролития. Причем, сработали оперативно и профессионально, чего не скажешь о других государственных структурах.

    К примеру, неужели нельзя было своевременно решить вопросы выделения участков под жилищное строительство и земельные доли для ведения хозяйства? Почему до сих пор не улажены вопросы по демаркации и делимитации границ, и почему местная администрация должна «расхлебывать» нерасторопность Министерства иностранных дел и других госорганов? Контрабанда ГСМ и удобрений – это, оказывается, тоже межнациональная проблема? Или она становится таковой в контексте местных политических реалий? И что мешает теперь уже местной администрации наладить контроль над соблюдением порядка и чистоты в айыльном округе, чтобы люди не выясняли отношения при помощи мотыг и кетменей? Неужели президент страны должен следить, чтобы крестьяне не вырубали леса, а навоз с подворий не стекал в реки?

    Межнациональный конфликт в селе Андарак — это следствие чрезмерной политизации общества с заметным креном в сторону национализма, который просто не предполагает взаимного уважения этносов друг к другу. Несомненно, все социальные проблемы, которые вполне разрешимы и без участия высоких комиссий или решения на самом верху властной пирамиды, тоже осложнили межнациональные отношения.

    Уважением закона не могут похвастать ни таджикская, ни кыргызская часть жителей села по той простой причине, что по сложившейся в стране практике верят только в единственный закон — закон силы. Люди не верят, что виновники правонарушений понесут заслуженное наказание, а невиновные не окажутся за решеткой, и поэтому не отдают установление справедливости в руки правоохранительным органам.

    Таким образом, очевидно, что недоверие к органам правопорядка и судебной системе толкает людей на противоправные действия: одни идут толпой требовать наказания виновников, другие — защищают своих детей от,  возможно, заслуженного наказания. А в результате конфликт только разрастается, обе стороны не уважают закон своей страны, множат своими действиями преступления, поджигая дома, громя магазины… Только почему-то в отчетах и рекомендациях комиссии об этих причинах межнациональных конфликтов нет ни слова».

    Для справки: Село Андарак входит в состав Сумбулинского сельского округа Лейлекского района Баткенской области. Население села – 6 тысяч 400 человек. Здесь живут преимущественно таджики. Кыргызы – 2 тысячи 422 человека — живут в нижней части села Искра.

    Поделиться