K—News публикует интервью с кыргызстанским режиссером Нурбеком Эгеном на тему похищения невест, подготовленное Общественным Фондом «Открытая линия».
Похищение невест в Кыргызстане приобретает преступный характер. Среди последствий можно отметить суициды девушек, убийства ранее похищенных жен, торговля девушек своими подругами с целью получения денежного вознаграждения, изнасилования с целью «усмирения» и мести родителям девушки.
Честно говоря, меня беспокоит тот факт, что данную проблему просто чересчур «забалтывают». Я думаю, что времена меняются, и кыргызы тоже должны меняться. Если этого не получится, то этот народ обречен на исчезновение. И мне кажется, что многие негативные вещи происходят из-за необразованности.
У меня есть конкретное предложение, как бороться с этим диким явлением. Я бы предложил создание короткого номера, чтобы любая девушка могла знать этот номер, легко запомнить его и, в случае необходимости, позвонить.
Я очень разочарован уровнем мышления некоторых родителей, которые живут в айылах и в случаях похищения оставляют своих дочерей в семьях похитителей, приводя как аргумент различные причины о стыде, позоре и другие. Они никогда не поймут, что ошибаются. Им кажется, что смирение – это лучший выход. И поэтому функционирование короткого номера – это шанс для девушек, не желающих смириться с предлагаемой им судьбой.
В рамках нашего исследования многие девушки как раз говорили, что они не знают, куда обращаться в случае похищения. Многие сельские девушки говорили, что если их похитят, то они из страха приняли бы решение остаться в доме похитителя.
Не согласен. Разные бывают ситуации и разные девушки. Есть, конечно, сегмент девушек, которые сами хотят, чтобы их украли. Флаг им в руки! Но надо все-таки объяснять молодежи, что нельзя плыть по течению. Что надо попробовать самим принимать решения о своей судьбе, пытаться ставить цели, стремиться к их реализации, генерировать какие-то идеи, стараться их воплотить. Ведь что самое страшное в жизни? Это когда у человека нет цели. И тогда ему все равно. А 95 % населения в сельской местности просто не знают другой жизни. Надо им показывать, что они могут жить по-другому.
Что они знают и видят? Девушки в 18 лет выходят замуж. Одну подружку украли, другую. И они делают вывод: значит, нужно жить вот так. Но мне кажется, нужно с этим бороться.
Другой вопрос – романтизация самого явления похищение девушек. Это уже дело каждого и он решает самостоятельно. Но сама романтизация и само существование этого явления – я не думаю, что это хорошо.
Религиозные деятели высказываются, что воспитание и скромность наших девушек не позволяют им говорить открыто о своих чувствах, и поэтому девушки могут не выйти замуж. Похищение для них является своего рода панацеей.
Я думаю, надо запретить выступать религиозным деятелям, которые не имеют официального статуса, потому что это не религия, а то, что им нравится. И если вдруг украли бы дочь этого «религиозного носителя информации», да еще и изнасиловали бы, и когда он бы пришел увидеться с дочерью, а она бы плакала, то я бы посмотрел, как бы он заговорил. Но, если бы Вы поговорили с Верховный муфтием Чубаком ажы Жалиловым, то, я думаю, он бы по-другому ответил на этот вопрос.
Что Вы можете сказать относительно влияния аксакалов на принимаемые решения?
По роду своей деятельности я много бываю в аилах. И что для меня обидно — я не вижу сейчас настоящих аксакалов, их просто нет. Есть люди, которым много лет. Но нет людей, которых хочется слушать, от которых ты набираешься сил, знаний, жизненного опыта. А те люди, которым просто много лет — почему я должен слушать этого аксакала, если он говорит одно, а потом выпивает пару рюмок и будет валяться где-нибудь под забором? Какой он аксакал?
Поэтому, я считаю, что все-все нужно пересмотреть многие вещи. И относительно похищения невест – если уж очень дорожите своим менталитетом, своими традициями, то возьмите пример у японцев: оставляйте это, например, в виде народной игры. И тогда никому не будет от этого вреда.
Вы считаете похищение невест традицией?
Да, есть данные, которые подтверждают, что такое явление существовало более 400 лет назад. Были батыры, которые крали девушек – представителей другого народа. Или в случае, когда не было денег на выкуп за девушку. Но, хочу отметить, что при похищении батыры девушек не насиловали. В результате похищения могли быть и войны между народами, и если батыр похищал, то он должен был знать, каковы будут последствия его поступка. Но, я хочу отметить, что и тогда это не было традицией, это скорее была вынужденная мера или исключение из правил.
Что бы Вы хотели передать девушкам?
Надо действовать, не надо слушаться родителей, которые говорят, что у нас такие обычаи.
Мунара Бекназарова, директор ОФ «Открытая линия»