Равшан Сабиров о планах развития социального блока в Кыргызстане

Автор -
393

    Министр социального развития Равшан Сабиров в интервью K-News рассказал о планах работы министерства и обозначил основные проблемы и пути их решения.

    Расскажите о Стратегии развития соцзащиты населения на 2012-2014 годы. Чем она отличается от предыдущих документов развития социальной политики?

    До настоящего времени у нас не было концептуального документа по развитию социальной защиты. Социальные вопросы являлись лишь частью государственных стратегических программ. Стратегия направлена на качественное улучшение состояния социальной защиты, определяет видение, цели развития и основных участников.

    В разработке данной Стратегии принимали активное участие представители гражданского общества, государственных органов власти и органов местного самоуправления. Она нацелена на нетрудоспособных граждан, которые не могут в силу возраста или нетрудоспособности обеспечить достойное существование себе и своей семье: лиц с ограниченными возможностями здоровья, семьи и детей в трудной жизненной ситуации, пожилых граждан, группу риска (бездомных, выходцев из детских домов, из мест заключения).

    Разработка данного стратегического документа была начата в конце февраля прошлого года. По распоряжению, тогда еще, премьер-министра страны Алмазбека Атамбаева была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители всех заинтересованных сторон, начиная от депутатов, социальных министерств до представителей гражданского сектора, работающих почти 20 лет с уязвимыми слоями населения. Также национальные и международные эксперты внесли свой вклад в подготовку данного документа. Кстати, многие из них выражают готовность в поддержке при ее реализации.

    Особенность данной Стратегии заключается в том, что каждый ее пункт прописан людьми, которые непосредственно на практике работают в этой области, в ней прописаны именно наши проблемы, а не теоретически возможные риски в социальной защите населения. Тем не менее, отзывы о Стратегии неоднозначные. Некоторые депутаты Жогорку Кенеша назвали документ амбициозным, разработчики считают что это неплохо. Мы согласны, что она амбициозна, тем не менее, на раскачку времени нет потому, что за каждой цифрой статистики стоит определенный человек, со своей судьбой и ждет помощи от государства сегодня. Мы понимаем, что реализовать ее будет нелегко, и потребуется немало усилий и ответственного отношения к своей работе каждого сотрудника, работающего в социальной сфере. Сама Стратегия состоит из 4 частей – социальная поддержка семьи и детей, помощь в социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями и пожилых граждан, также впервые на государственном уровне мы начали работу с людьми, оказавшимися без дома и вынужденными жить на улице.

    Какая сумма потребуется на реализацию данной стратегии?

    Потребная сумма Министерства на 2012 год составляет 6 миллиардов 58 миллионов 600 тысяч сомов, правительство рассмотрело сумму — 5 миллиардов 482 миллиона 700 тысяч сомов. В том числе 3 миллиарда 571 миллион 700 тысяч сомов (65,1 %) на выплату государственных пособий, 1 миллиард 468 миллионов 100 тысяч сомов (26,8 %) на выплату денежных компенсаций взамен льгот, приобретение инвалидных колясок и изготовление протезно-ортопедических изделий. Остальные 8,1 % средств направляются на выплату пособий на погребение, содержание Центрального аппарата, Департамента социального обеспечения министерства, Центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, медико-социальной экспертной комиссии и домов интернатов.

    Недавно Вы предложили поднять пособия малоимущих семей. Насколько они будут повышены?

    Это является ключевым вопросом 2012 года для министерства — повышение уровня поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей, путем повышения гарантированного минимального дохода до уровня 50 % крайней черты бедности. Это крайне важно, поскольку позволит снизить ошибки исключения доступности к мерам государственной поддержки многодетных семей. А также это повлияет на увеличение доходов малообеспеченных семьей, имеющих детей. В конечном счете, поэтапное повышение пособия до уровня крайней черты бедности позволит повысить поддержку семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации по малообеспеченности.

    Говоря о лицах с ограниченными возможностями здоровья, что для них предусматривает Стратегия соцразвития?

    Лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) должны иметь доступ ко всем услугам и возможностям, к которым имеют доступ здоровые граждане. В настоящее время в Кыргызстане проживает 133 тысячи ЛОВЗ, из них 23 тысячи 500 детей. Они должны иметь доступ к нормальной жизни, не должны быть ущемлены в чем либо, и данная Стратегия направлена на то, чтобы добиться этого. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право беспрепятственно входить в госучреждения, ходить в общественные места, ездить в общественном транспорте, а для этого нужно специальное оборудование — те же пандусы, скаты, перила, санузлы и прочее. Для всего этого нужны средства.

    В Стратегии заложены принципы деинституционализации  – все дети имеют право быть в семье, рядом с родителями. Мы будем поддерживать дневные реабилитационные центры, где дети с ограниченными возможностями здоровья смогут проводить время днем, а вечером быть с родителями. В Стратегии все это заложено и предусмотрено, но все будет проходить постепенно, за один год этого сделаешь, и нам потребуется время.

    Так, на развитие социальной защиты лиц с ограниченными возможностями по расчетам Стратегии на три года необходимо 2 миллиарда 453 миллиона 600 тысяч сомов дополнительных финансовых ресурсов.

    Почему столько внимания уделено именно лицам с ограниченными возможностями здоровья?

    Это и неудивительно, потому что до принятия Стратегии к людям с ограниченными возможностями здоровья было отношение, оставшееся еще со времен Советского Союза. Вся инфраструктура планировалась и строилась без учета особенностей, необходимых для комфортного проживания людей, имеющих ограничения здоровья. Во всем мире ЛОВЗ имеют равные права со всеми гражданами, наша страна так же официально заявила о своем курсе на равноправие всех граждан страны присоединением в сентябре прошлого года к Конвенции ООН по правам инвалидов. Курс работы с инвалидами будет направлен на их социализацию — общество должно поменять свое отношение и перейти от медицинской модели к социальной, то есть, если раньше мы просто ставили диагноз лицам с ограниченными возможностями и лечили их, то теперь должны работать над тем, чтобы интегрировать их в жизнь общества.

    ЛОВЗ могут приносить пользу обществу, многие из них являются отличными специалистами в своих областях. В нашем министерстве работают молодые ребята из этой категории и неплохо справляются со своими обязанностями, наше ведомство выполняет 5 % трудовой квоты, которая обозначена в рамках закона о правах и гарантиях для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы, чтобы и другие, не зависимо от форм собственности — частные или государственные органы, делали это.

    По закону каждый орган должен предоставлять такую квоту?

    Да, каждый орган должен предоставлять такую квоту, однако не все это делают, в результате, только часть лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют работу. Мы предлагаем, чтобы те, кто не выполняет эту норму, выплачивали финансовую компенсацию, которая поступала бы в фонд, чтобы лица с ограниченными возможностями могли бы им пользоваться.

    Данное предложение идет в рамках реформирования системы, в рамках подготовки необходимых мер к ратификации Конвенции. Мы хотим заложить данную норму в законодательную базу, для этого, в первую очередь, должна быть подготовлена нормативно-правовая база, и предложение должно пройти утверждение в правительстве.

    Как будет решаться проблема с обучением ЛОВЗ в общеобразовательных школах?

    Образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – это прерогатива Министерства образования. Уже начато внедрение инклюзивного образования, на базе совместного пилотного проекта с Азиатским банком развития, в рамках которого было выбрано несколько школ в республике, в которых обучались дети с сохраненным интеллектом, и результаты показали, что ребята могут учиться в общеобразовательной школе. Специалисты отметили, что проект прошел успешно, и результаты показали, что у детей при обучении в обычных школах повышается уровень знаний, нежели при обучении в специализированных учреждениях. Одной из задач Министерства социального развития является подготовка базы данных детей ЛОВЗ, находящихся дома и совместно с Минобразования интегрировать в общеобразовательные школы. Это позволит здоровым детям относиться с пониманием, что люди имеющие инвалидность не находятся вне общества.

    Сможет ли предложенная Стратегия достичь того, что в нашей стране для лиц с ограниченными возможностями здоровья будут созданы условия для их полноценной жизни?

    Думаю, если все мероприятия будут реализованы, то продвижения в этой области станут ощутимыми. Это комплексная межсекторальная программа, где будут задействованы все ведомства, работающие в социальной сфере – это и Министерство здравоохранения, и Министерство образования, и мэрия, и Главархитектура, что и заложено в Стратегии.

    Например, Министерство образования должно принять участие в образовании детей с ограничениями, Главархитектура должна быть ответственна за строительство зданий: давать предписания и частным, и государственным организациям, чтобы при строительстве зданий учитывались нужды инвалидов — это пандусы, скаты, перила и прочее. При покупке общественного транспорта должны следить за тем, чтобы автобусы и троллейбусы были специально оборудованы для ЛОВЗ для того, чтобы они безболезненно могли ездить в общественном транспорте.

    Кроме технической стороны, какие меры будут предприниматься еще для внедрения ЛОВЗ в социум?

    Необходимо создавать равные условия для их активной социальной и гражданской позиции. Для этого предусмотрены вышесказанные инфраструктурные изменения. Кроме того необходимо предоставление качественных реабилитационных мероприятий, улучшение доступа к ним, а также адресный охват социальными услугами каждого нуждающегося.

    Также мы планируем постоянно отслеживать успехи одаренных лиц с ограничениями и помогать им добиваться успеха, что поможет им принимать участие в жизни общества, а также иметь дополнительный заработок. Таким образом, мы идем к тому, чтобы не вспоминать о детях с ограничениями раз в год во время месячников, а постоянно вести с ними работу.

    Например, та же группа «Тумар» имела грандиозный успех, а ребята параолимпийцы, отстаивающие честь нашей страны на международных турнирах… И таких примеров много, и, думаю, со временем будет еще больше.

    В Стратегии развития также предусмотрена помощь лицам, находящимся в группе риска. Расскажите подробнее об этом пункте.

    Одним из четырех направлений Стратегии социальной защиты населения являются люди из группы риска. Данная категория уязвимых слоев населения выделена в рамках Стратегии — это люди, не имеющие места жительства в силу различных обстоятельств. Анализ показал, что когорту бездомных граждан составляют выходцы детских домов, бывшие заключенные, наркоманы и алкоголики, мигранты. У людей из группы риска нет регистрации по месту жительства, нет доступа к трудоустройству и другим социальным услугам, что, как правило, приводит к нищенскому существованию. В стране отсутствует единая база данных по бездомным, существуют трудности с восстановлением документов, медицинским обслуживанием. Только в Бишкеке более 1 тысячи человек являются бездомными, причем подавляющее большинство трудоспособного возраста и 5 % — люди пожилого возраста.

    Ситуация требует создания механизмов социальной защиты бездомных, переориентации служб социальной защиты от позиции ожидания к активным действиям, к выявлению проблем семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эти проблемы можно решать внесением соответствующих изменений в законодательство страны в части строительства социального жилья, разработки типовой модели комплексного социального обслуживания бездомных и реинтеграции их в семью и социум. Большая роль отводится в этом направлении органам местной власти и управлениям внутренних дел, а также волонтерским движениям.

    Планов у министерства много, но как будет обстоять дело с сотрудниками? Ведь на реализацию такого проекта нужны кадры, а правительство сокращает штат…

    Да, действительно, планов много, и задачи стоят большие, и переоценить необходимость профессиональных кадров очень сложно. Тем не менее, предусмотрено сокращение 20 % сотрудников Центрального аппарата и на районных уровнях до 10 % сотрудников. Безусловно, это ударит по качеству выполняемой работы, но набирать штат мы не будем. Однако стоит рассмотреть вопрос о повышении заработных плат соцработников, поскольку объем работы увеличивается и нагрузка, соответственно, тоже.

    Поделиться