Иса Омуркулов о поборах водителей маршруток, бюджете города, застройках, цветах и планах мэрии

Автор -

    4 февраля 2012 года исполнился ровно год с момента официального утверждения на должность мэра Бишкека Исы Омуркулова. KNews взял у него интервью, чтобы из первоисточника узнать о проделанной работе муниципалитета и планах его главы по развитию и благоустройству столицы.

    Расскажите, как Вы стали мэром после 7 апреля 2010 года.

    Вы помните политическую ситуацию в стране в то время? Это — революция, это — расстрел мирных граждан на центральной площади Бишкека, мародерства в городе… И когда Временное правительство пришло к власти, то по их решению меня направили в город. Я заступил 8 апреля, когда город был разграблен, когда не работал муниципальный транспорт, было повреждено много городского имущества, были сожжены несколько машин Главного управления внутренних дел Бишкека, Скорой помощи, был нанесен  огромный ущерб пассажирской автобазе, дети в школу не ходили, в детские сады не ходили, и был массовый захват земли. Вот тогда направили меня сюда.

    Мы все привели в соответствие, через неделю город работал так же, как и раньше. Мы восстановили столицу. Ни одного клочка земли не отдали под захват. Я могу сказать, что в 2010 году я отстоял город. И вот так я пришел на эту должность, а потом был избран Бишкекским городским кенешем сроком на 4 года.

    О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    В 2011 году в Бишкеке было построено порядка семи жилых домов по принципу долевого финансирования. Сколько таких домов планируется построить в этом году?

    Это будет зависеть от дольщиков и наших возможностей. А мы, к сожалению, имеем ограниченные возможности. Здесь мы просим правительство, чтобы они нам помогли именно в финансировании для ипотечного кредитования. 

    На сколько домов хватит возможностей мэрии?

    На данном этапе мы завершаем два дома. Набрали дольщиков еще почти на два дома. Получается, что сейчас продолжаются работы по строительству четырех домов в микрорайоне Тунгуч и еще в городе.

    Все эти дома строятся на земельных участках, принадлежащих муниципальному Управлению капитального строительства, там, где существуют коммуникации, чтобы в последующем не было проблем с отоплением, водоснабжением и энергоснабжением.

    Сколько в Бишкеке таких площадей?

    У нас есть примерно 30 гектаров земли в южной части города, и именно туда мы хотим привлечь крупных инвесторов для строительства жилья и других объектов социальной сферы – школ, больниц, поликлиник. Мы не будем их дробить и распродавать по частям. Принципиально хотим отдать эту землю крупным инвесторам, получив двойную выгоду для города: во-первых, мы будем иметь долю от этого строительства, а, во-вторых, получим развитие инфраструктуры и социальные объекты для столицы.

     Уже ведется работа по привлечению этих инвесторов?

    Конечно. Есть наработки, есть планы. Сегодня мы буквально выбираем реального инвестора, который может вложить реальные средства. Чтобы не было проходимцев и мошенников, чтобы нас не обманули. Уже есть предложения от корейских, турецких и американских фирм.

    В течение какого срока эта земля будет застроена?

    Если инвестор начнет сегодня работать, то этот процесс пойдет сегодня, а если завтра этот проект начнет работать, то завтра.

    Кроме этого, мы сейчас плотно работаем по строительству завода по переработке мусора. Это очень серьезный вопрос для города, для экологии. Мусорный полигон занимает огромную территорию – более 30 гектаров земли, высот слоя мусора достигает до 10 метров. Происходит внутреннее горение отходов. Все это влияет на экологию не только Бишкека, но и Чуйской области.

    О ВОДОСНАБЖЕНИИ

    С прошлого года начал работать проект Европейского банка реконструкции и развития на 15 миллионов долларов по реконструкции существующего водозабора. Кроме этого, по линии Всемирного банка мы привлекли инвесторов на 320 миллионов сомов по водоснабжению села Башкара-Суу. За счет этих проектов мы будем полностью обеспечивать питьевой водой западную часть города, начиная от Чон-Арыка, и все жилмассивы: «Арча-Бешик», «Ак-Ордо», «Ала-Тоо», «Ак-Орго» и так далее. Я думаю, это основные направления.

    Выделенных средств хватит на полную реконструкцию водозабора? Когда она будет завершена?

    Эта сумма рассчитана на реконструкцию существующего водозабора в Чон-Арыке. Данный проект рассчитан на два года.

    О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТЕ СТОЛИЦЫ

    В прошлом году в мэрии занялись вертикальным озеленением города. Сколько в этом году планируете потратить на цветы в термочашах?

    В прошлом году нас не раз критиковали вначале, когда мы сажали эти цветы. Но потом горожане к ним привыкли, и, по отзывам, такой вид озеленения им понравился. Нас не раз проверяли по стоимости, в том числе правоохранительные органы. Все в норме, ничего незаконного нет. А эти термочаши, которые имеют определенные свойства, будут использоваться 10-15 лет. Мы их купили разово, в этом году на чаши затрат не будет. Что касается цветов, то более пышные, лучшего сорта цветы мы уже закупили и уже посадили. По весне мы будем их рассаживать.

    В этом году для озеленения мы будем дополнительно сажать более 1 миллиона 200 тысяч цветов. Кроме того будут посеяны дополнительные скверы.

    Почему эти термочаши нельзя было заказать у нас, в Кыргызстане?

    Во-первых, чаши состоят из трех барьеров — это грунт, удобрение и влага. И потом, они имеют противовандальные крепления. Мы объявляли тендер и, к сожалению, здесь никто не смог предложить нам такого. Здесь, вот в этом вопросе, все сделано очень правильно.

    Когда Вы приходили на должность мэра, то заявляли, что будете работать четко по Программе развития города «Обновленная столица». К примеру, в ней есть такой пункт, как создание зоны отдыха вдоль набережной 6 микрорайона, но она до сих пор не построена…

    Такие планы у нас есть – создать зону отдыха вдоль южной БЧК. Однако дело в том, что уже второй год мы не можем разрешить спор по этому каналу с Государственным агентством по мелиорации и водному хозяйству. Ранее канал был отдан для эксплуатации, озеленения и благоустройства мэрии Бишкека. Мы, в свою очередь, давали гарантии полностью освободить пойму канала, когда он заработает. Наши переговоры завершились на этом.

    И вот сегодня, в связи с изменением структуры правительства, Госагентство по водному хозяйству вновь перешло в состав Министерства сельского хозяйства и мелиорации. Однако мы намерены и дальше вести переговоры по данному вопросу. И когда мы получим юридические документы на эксплуатацию, вот тогда и будем заниматься развитием. Только этот фактор нас держит.

    Программа «Обновленная столица» была рассчитана на три года, при этом действует она, начиная с 2010 года. Можно ожидать, что с этим проектом вы успеете в срок?

    Нет. Эта программа уже практически сорвана, поскольку она была составлена с учетом больших финансовых подкреплений, однако эти доходы мы не получили ни в 2010 году, ни в 2011. И в 2012 году их также не предвидится. Я считаю, что подсчеты были неправильными, мы ввели коррективы в целом в генеральный план развития города и сегодня по нему работаем.

    По поводу сорванной программы…

    Она не сорвана, она была нереальной.

    Хорошо, но я все таки спрошу: за счет каких ресурсов планировалось ее реализовывать?

    Планировалось, что по расщеплению налогов из республиканского бюджета будет выделено больше средств, чем было выделено в реальности. И планировался рост доходов по другим неналоговым сборам. При этом цифры были завышены, потому что – я еще раз говорю – это нереально. И потом, в те годы все земли, в основном, были распроданы. Кроме этого, очень много — около 100 — муниципальных помещений были проданы путем аренды с последующим выкупом. Все это было сделано без конкурса, без аукционов. И это все отразилось в конечном итоге на доходной части бюджета, и не могло не сказаться на решении вопросов, которые были обозначены в Программе «Обновленная столица».

    Но насколько я знаю, после Вашего вступления в должность поступления значительно увеличились. К примеру, если раньше в горбюджет поступало лишь 50 % налога на патентирование, то с вашим приходом стало поступать 100 %, то есть по данному пункту финансовый приток увеличился в два раза. Кроме того, муниципалитету увеличили процент от поступлений других видов налогов…

    Здесь вот какой вопрос: вся проблема в том, как расщепляются эти налоги. Налогов у нас очень много, это и налог на прибыль, и налог на нерезидентов, и подоходный налог, обязательный патент, добровольный патент, налоги на земли, налог на имущество – движимое и недвижимое. Эти все налоги поделены в процентном отношении между республиканским и местным бюджетами.

    К сожалению, та сумма, которая выделяется нам, уменьшается из года в год. Если в прошлом году наш бюджет был 5 миллиардов 217 миллионов сомов, и эти деньги составляли от общего контингента доходов 22,9 %, то в этом году нам оставляют порядка 19 %, то есть идет снижение на 3 с лишним процента. К сожалению, то, как расщепляются налоги, — это не мы решаем, это решает правительство и Министерство финансов.

    В этом году нам «спустили» 6 миллиардов 100 миллионов сомов. Это – бюджет Бишкека на 2012 год. Но если учесть, что в прошлом году только заработные платы работникам бюджетных организаций была повышены на 1 миллиард 700 миллионов сомов, то, даже без учета развития, бюджет города на 2012 год должен был быть 6 миллиардов 900 миллионов сомов.

    Эту проблему мы ставим перед Минфином и правительством. Сейчас, после того, как принята Среднесрочная программа развития страны правительства, они приостановили все программы развития местных органов власти, и сегодня мы будем принимать свою программу развития столицы — с учетом программы правительства.

    И все-таки непонятно. В горбюджет выделяется все больший процент от налоговых и неналоговых сборов, в целом поступления от этих сборов растут, и городу – повторюсь – теперь передают 100 % одного вида налогов, вместо бывших 50 %…

    Только в этом году правительство и Минфин повысили на 15 % объем отчислений, которые идут городу от подоходного налога. Раньше город получал 35 %, сейчас — с этого года — 50 %. По обязательному патенту, как Вы и говорите, раньше городу оставляли 50 %, а сейчас, начиная с 2012 года, 100 %. Но эти 100 % сегодня не набирают тех 50 %, что были ранее, потому что все залы игровых автоматов, казино должны были функционировать на основе обязательного патента. А сегодня все они закрылись и 500 миллионов сомов мы автоматически потеряли.

    О НЕЗАКОННЫХ ПОБОРАХ С ВОДИТЕЛЕЙ МАРШРУТОК

    Ходят разговоры, что часть денег, которые собирают с водителей маршруток, идет к Вам в карман?

    Вот это очень хороший вопрос! Я сам по специальности автомобилист и знаю работу транспортной системы довольно-таки хорошо. Да, такие разговоры ходят, и я допускаю, что незаконные поборы идут, но ни в коем случае не мне и не курирующему вице-мэру. Это однозначно.

    В связи с этим я несколько раз собирал владельцев маршрутов, говорил им не раз, что ни в коем разе нельзя собирать деньги на что-то и для кого-то. Мы собираем только арендную плату, которая идет в казну города. За незаконные сборы они должны нести ответственность.

    В связи с этим мы будем сегодня серьезно рассматривать структуру Управления городского транспорта, и обязательно мы уберем тот балласт, который занимается поборами, от которых нет эффекта. Причем кардинально.

    Я еще раз призываю всех владельцев маршрутных линий, владельцев бусиков: ни сома не отдавать никому, имею в виду незаконно.

    Допустим, на водителя давят, говорят: «отдавай, иначе лишишься работы». Что ему делать в таком случае?

    Было бы хорошо, если бы они дали информацию о таких случаях нам. Пускай это будет в анонимной форме. Мы разберемся, мы обязательно примем меры. Мы уже раньше снимали руководство Управления городского транспорта за взятки, и мы будем всех снимать, кто будет замечен в этом деле.

    Но сегодня непосредственно на кого-то нет ни заявлений, ни обращений.

     О ПЛАНАХ НА 2012 ГОД

    Что планируется в этом году сделать для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)?

    Это очень серьезный вопрос. Мы уже требуем от всех субъектов, которые вводят в строй новые жилые дома, торговые центры, предусмотреть в обязательном порядке пандусы для ЛОВЗ.

    Кроме того, в этом году мы будем закупать партию троллейбусов – порядка 70-75 штук, большая часть которых будет низкопольными, чтобы людям этой категории было легче входить в троллейбусы и выходить из них.

    А автобусы закупать планируете?

    Автобусы – нет, но мы будем работать в этом направлении. Сегодня для того, чтобы обеспечить маршруты города необходимо не менее 500 автобусов большой вместимости. И здесь преградой является то, что во многих жилмассивах элементарно нет дорог. То есть автобусы не могут там ходить просто из-за отсутствия технической возможности. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание строительству дорог в жилмассивах, чтобы мы могли обеспечить их пассажирским транспортом. В прошлом году мы заасфальтировали там более 30 километров дорог.

    Каков срок эксплуатации этих дорог?

    Дается гарантия на определенный срок, и эти сроки мы контролируем, вся эта стройка идет под контролем городских служб, берутся анализы, начиная от уплотнения, слой асфальта, качество асфальта — это все контролируется и люди там ответственные, они будут отвечать за свою работу.

    Гарантия на эти дороги дается на год и определенный процент от стоимости лежит на наших счетах. В случае недоработки, строительные фирмы за свой счет будут все устранять и переделывать.

    А бюджет города все планы осилит?

    Мы предлагали Минфину бюджет города на 9 миллиардов 700 миллионов сомов. Эта сумма с пусть небольшим, но развитием. А если мы будем сейчас планировать бюджет по остаточному принципу, то никакого развития не будет, особенно если учесть то, что сейчас город растет, нагрузка растет, количество жителей растет. Все это сейчас является предметом переговоров с Минфином. Могу сказать, что пока бюджет на 2012 год не утвержден.

    Поделитесь новостью