K-News публикует интервью с известным кыргызстанским режиссером Эрнестом Абдыжапаровым на тему похищения невест, подготовленное Общественным Фондом «Открытая линия».
Что такое похищение невест в Вашем понимании?
Это очень серьезная проблема и я на 100 % убежден, что это преступление.
Во-первых, нарушаются права человека, в этом нет сомнений, и это не требует обсуждения. Другой вопрос – как можно решить эту проблему и повлиять на снижение числа похищений? При обсуждении данной проблемы в обществе зачастую появляется однобокая информация, что это явление – традиция.
Другая группа людей не соглашается с такой постановкой вопроса, аргументируя, что в 21 веке не должно быть таких диких традиций. В результате складывается ощущение, что из этой ситуации нет выхода.
Я тоже задумывался о существовании такого противоречивого расклада в обществе, тем более, что в последнее время участились случаи, когда меня просят озвучить позицию относительно похищения невест. Размышляя об этом явлении, я пришел к мысли, что оно имеет давние корни. Например, если помните:
- в древнегреческой культуре упоминалась Троянская война, которая произошла из-за похищения троянским принцем Парисом жены спартанского царя Елены Прекрасной;
- в русской культуре – в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» – один из героев Печорин похищает Беллу, влюбляет ее в себя, но после ее смерти быстро забывает о ней;
- в кыргызской литературе – в «Джамиле» – один из героев Данияр похищает замужнюю женщину Джамилю, муж которой в это время находится на фронте;
- Ильяс из повести Айтматова «Тополек мой в красной косынке» похищает Асель, не выплатив калыма ее родителям.
Эти упоминания свидетельствуют, что похищение невест существовало в мировом сообществе и не является исключительно кыргызским явлением, а общемировым, и здесь есть свои нюансы.
Но все же стыдно, что ни в одной другой стране, где похищали невест, это явление не распространилось так, как в Кыргызстане. В Узбекистане и Таджикистане есть обычаи женитьбы по договоренности между родителями, в России и Казахстане молодые люди женятся по своей воле. Так почему же в Кыргызстане это явление так глубоко пустило свои корни?
Мне кажется, ответ в том, что кыргызы быстро переняли европейские традиции. То есть, при Советском Союзе мы очень быстро отказались от своих истинных традиций и ничем не заменили освободившееся место. Молодые люди были оставлены на произвол судьбы, и когда джигит шел к девушке с предложением руки и сердца, то девушка, даже питая чувства к молодому человеку, не могла открыто принять его предложение. Тогда молодой человек решался на похищение. Именно в Советском Союзе тенденция образования брака путем похищения стала усиливаться
Надо ли усилить ответственность за похищение невест?
Раз мы живем в обществе и у нас есть закон, то при условии его ужесточения он должен работать. Если пьяные мужчины похитили первую попавшуюся девушку, то это должно быть строго наказуемо. С другой стороны, я убежден, что наказанием не перевоспитаешь, оно существует от бессилия. Любое уголовное наказание – это уже последствие. Нужно проводить профилактику, то есть предотвращать преступления.
Тратить огромные деньги не на строительство детских домов и тюрем, а на предотвращение попадания людей в дома престарелых, тюрьмы, детские дома. Надо начинать такую работу еще в системе образования, потому что средняя школа сейчас переживает небывалый кризис – возник большой барьер между знаниями, получаемыми в средней школе, и жизнью в обществе.
На образование и воспитание напрямую влияет криминальная обстановка, неопределенные перспективы развития. Культ насилия, количество денег, порнография, бездуховность уже много лет травят неокрепшее сознание детей. Ярковыраженное социальное неравенство вызывает у детей негативное поведение. В педагогической практике понятие личности и нравственности доводится до самого примитивного уровня. В результате 17-18-летние ребята и девушки выходят из школ с характерными чертами инфантилизма, раздвоенным сознанием, без ценностей в душе – можно сказать с нравственной порчей.
Я сам бывший учитель и прекрасно знаю все эти проблемы. В учителя идут те люди, которые практически не смогли найти свою стезю в жизни или жены богатых мужчин, которым нужно как-то убить время. Мы не предпринимаем никаких действий, чтобы изменить это. Наши дети идут в институты, не понимая зачем. Люди с дипломами у нас ничего не значат, потому что все понимают, каким путем они приобрели этот документ. Поэтому у нас сложилось общество неграмотных, некультурных людей, поэтому не посещаются театры и кино. И мы еще хотим, чтобы молодые люди женились культурным образом?
Корень зла кроется очень далеко. Мы должны поменять свое направление в другую сторону. Мы потеряли все, что имели.
Как можно снизить количество похищений девушек?
Я пытаюсь это сделать через свои фильмы. Когда главная героиня фильма «Боз салкын» встречает искреннюю любовь, становится хозяйкой своей земли, преемственником культуры, переданной от свекрови, она понимает, что именно здесь ее место, именно здесь она должна родить и воспитать своих детей. Я думаю, это самое главное воспитание.
В моих фильмах «Шахрезада из Кукушкино» и «Влюбленный вор» говорится, почему мы должны бороться с преступностью, как не дать нашим детям стать ими. Картина «Айыл окмоту» — политическая картина, рассказывающая, что мы живем чужими распоряжениями и не задумываемся об этом. То есть, я думаю, что каждый человек должен воспитывать своих детей в правильном направлении, а не следовать чужим «распоряжениям», навязанному мнению, которое на их взгляд правильное.
Также через творчество надо показать молодежи истинные ценности, в том числе и любовь, а то ведь зачастую сейчас девушки мечтают о богатом женихе, стремятся выйти замуж за состоятельного человека, имеющего материальные ценности, но не имеющего чувств. А мы, творческие люди, своими картинами должны показывать, что она, возможно, станет птичкой в золотой клетке. А молодым мужчинам показывать, что они все же должны совершать поступки ради любви и добиваться ими расположения девушек.
Кроме этого я думаю, что надо вернуть наши добрые обычаи, когда родители помогали выбирать вторую половинку своим детям, ведь не всегда родители идут против желания своих детей. Как правило, они уже знают родителей будущего жениха или невесты, и сообща с ними решают познакомить детей, которые начинают общаться и в конце решают пожениться или отказываются от этого. Может, следует возобновить этот обычай?..
Интервью подготовила директор Общественного Фонда «Открытая линия» Мунара Бекназарова.