НИСИ разрабатывает базу данных инвестиционных проектов Кыргызстана

Автор -
568

    KNews публикует интервью Евгения Куринина, сотрудника Национального института стратегических исследований (НИСИ), руководителя рабочей группы по созданию базы данных инвестиционных проектов Кыргызстана.

    НИСИ, по поручению правительства, разрабатывает базу данных инвестиционных проектов. Расскажите, что это за база и с какой целью она разрабатывается?

    Это интерактивная и постоянно пополняющаяся база данных проектов, требующих инвестиций по всему Кыргызстану. Попытки создать что-то подобное предпринимались и раньше, но, к сожалению, ни одна из них не увенчалась успехом. Точные причины я назвать не могу, но все наши попытки запросить какие-то бизнес-проекты в министерствах ничего не дают, никто не может предоставить определенных данных. Они вроде бы и есть, но находятся не в самом лучшем состоянии: то в каких-то коробках, или на непонятных носителях в электронной форме. Проекты не имеют единого стандарта, и работать с ними для потенциального инвестора — настоящая мука. Понятно, что попытки предлагать их инвесторам в такой форме обречены на провал.

    По большому счету ни правительство, ни потенциальные инвесторы просто не знают, куда можно в Кыргызстане вкладывать деньги. Нет централизованного источника информации об инвестиционных возможностях страны. Соответственно, нет и материалов, которые могли бы быть переданы правительством в качестве предложений потенциальным инвесторам при различных встречах и контактах. Это ведь важно – дать информацию в сжатой, доходчивой и достоверной форме.

    Прежде всего, сейчас, одновременно с накоплением массы проектов, мы разрабатываем программную оболочку, которая позволит осуществлять быстрый поиск и сортировку проектов по определенным параметрам — допустим, по сумме требуемых инвестиций сектору экономики, степени реализации самого проекта – имеется в виду существующее производство или проект будет реализован «с нуля», и другим параметрам. Тут главное понять, что НИСИ, в данном случае, является разработчиком этой базы, но не пользователем. Мы создаем инструмент, при помощи которого правительство, либо Национальный инвестиционный банк сможет отбирать наиболее интересные, с их точки зрения, проекты для инвестиций в стране. Им также смогут воспользоваться иностранные инвесторы, поскольку все проекты в этой базе соответствуют международным требованиям, предъявляемым к таким проектам и единый стандартизированный вид и структуру. Все это делается для удобства работы инвестора.

    Поскольку проекты предоставляются жителями страны, вполне вероятно, что в большинстве своем эти люди не специалисты по разработке инвестиционных и бизнес-проектов. Каково качество этих проектов?

    Да, как правило, проекты, которые нам предлагаются, — это скорее не проекты в полном смысле этого слова, это идеи, которые, чтобы стать полноценным инвестиционным проектом, должны быть не просто доделаны, а требуют серьезной аналитической работы и обоснований. Конечно, прежде чем браться за детальную проработку проекта, мы оцениваем его реализуемость, то есть отсекаем откровенные глупости, они тоже попадаются, к сожалению, но от этого никуда не деться. Затем оцениваем завершенность проекта и насколько он крупный. И затем, совместно с автором идеи, начинается детальная проработка. Обычно путь проекта таков: приходит человек и говорит, что хочет, например, создать молокоперерабатывающий завод. Но при этом зачастую не продумал схему поставок сырья, не определил поставщиков, не продумал возможности реализации и не оценил потребности рынка. Мы, в этом случае, задаем ему эти вопросы и помогаем человеку самому пройти путь основной подготовки проекта, часто сами обращаемся в статистические органы и помогаем сделать основные аналитические выкладки, после чего наши специалисты уже доводят проект до необходимых кондиций, которые соответствуют самым высоким международным требованиям. Работа эта достаточно сложная и требующая значительных затрат времени. С другой стороны, часто к нам приходят люди не просто знающие, что именно и как они хотят делать, а имеющие огромный, еще с советских времен, производственный опыт.  Таких, к сожалению, немного, но они есть и это очень ценные кадры, их опыт и знания позволяют создавать очень привлекательные и эффективные проекты.

    Может быть, имеет смысл разрабатывать инвестиционные проекты, не опираясь на инициативу населения? 

    А на кого опираться в таком случае? Ведь люди на местах значительно лучше нашего осведомлены о возможностях тех мест, где они живут. Только они могут сказать точно, что именно будет эффективно делать, какой бизнес развивать, как развивать и что будет приносить им прибыль. Это бизнес людей и для людей. Удивительно, но предприниматели из регионов оказались более активны в деле пополнения базы проектов, чем предприниматели из Бишкека. Они не жалеют времени и усилий, приезжают, советуются, мы им задаем вопросы, они вносят необходимые исправления и дополнения – работа идет очень активно. И инициатива людей из регионов очень сильна. 

    Какая картина инвестиционных возможностей вырисовывается из имеющихся у вас проектов?

    Сейчас в базе более 40 крупных проектов – уже готовых, оформленных, имеющих технико-экономическое обоснование и бизнес-план. Но, как правило, каждый крупный проект объединяет в себе несколько мелких. Например, вот крупный проект животноводческого кластера. Общая стоимость проекта – более 20 миллионов долларов. Но он включает в себя девять, так сказать,  подпроектов – племенные хозяйства, перерабатывающие комплексы и другое. Каждый из этих малых проектов нуждается в инвестициях в 2-3 миллиона. В результате имеем крупный инвестиционный комплексный проект — именно комплексный, что очень важно.

    Вообще все проекты, условно конечно, подразделяются на три большие группы: крупные, требующие миллиардных вложений, такие как разработка недр и добыча полезных ископаемых, энергостанции; средние, где нужны вложения до нескольких десятков миллионов долларов, — это, как правило, сельскохозяйственные проекты и перерабатывающие предприятия; и мелкие, где нужны инвестиции в размере не более нескольких сотен тысяч долларов.

    В целом, если не учитывать очень крупные проекты, я их называю «миллиардники», общие инвестиционные потребности составляют более 450 миллионов долларов, почти полмиллиарда. Учтите, что это только подготовленные проекты, а ведь есть еще и  те, которые мы сейчас дорабатываем.

    С какими трудностями сталкиваетесь при разработке базы?

    Первая сложность – качество проектов, подаваемых людьми, об этом я уже говорил. Хочется, конечно, чтобы люди давали более качественные проекты, более детально проработанные. Поскольку их доработка требует очень серьезных усилий и времени. То есть наши специалисты – а их десять человек – работают не только и не столько над составлением собственно базы, сколько над доработкой проектов. Это серьезная сложность.

    Во-вторых – проблема конфиденциальности. Создатели реальных и крупных проектов, тех которые уже имеют ТЭО и серьезные обоснования, неохотно делятся с нами, опасаясь, что проекты «пойдут по рукам», и кто-то, без ведома разработчиков, эти проекты реализует. Эту проблему мы пытаемся решить, гарантируя неразглашение деталей проектов.

    Какие проекты на Ваш взгляд больше всего заинтересуют инвесторов?

    Это, конечно, разработка природных ресурсов, золоторудных месторождений, редкоземельных металлов и сельское хозяйство. Особенно производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, без ГМО. Тем более, что у нас под боком два огромных по емкости рынка – Казахстан и Россия. Сейчас эти рынки завалены западными сельскохозяйственными продуктами, произведенными  промышленным способом, и в этом смысле наша продукция отличается в лучшую сторону, поскольку в нашей стране не используют все эти добавки. Это тот случай, когда недостаток становится достоинством.

    Какие проекты наиболее значимы для экономики страны?

    Важны все проекты. Я занимаю такую позицию: сейчас мы делаем анализ готовых проектов, и видно, что наиболее значимы для страны сельскохозяйственные проекты, либо связанные с производством продуктов переработки сельскохозяйственной продукции. У нашей страны есть все для этого – чистая земля, климат и, самое главное, человеческие ресурсы. Наши люди готовы и хотят работать в сельском хозяйстве.

    Для справки: Евгений Куринин родился и вырос в Кыргызстане, образование получил во Франции: в университете Гренобля, экономической школе в Бордо. Шесть лет проработал в аудиторской компании «Ernst&Young». В 2011 году вернулся в Кыргызстан, в настоящее время работает в НИСИ. Разрабатывал экономическое обоснование проекта «Реконструкция аэропорта Тамчи», сейчас руководит созданием базы данных инвестиционных проектов.

    Поделитесь новостью