Сегодня, 26 марта, Госслужба исполнения наказаний организовала пресс-тур для журналистов в СИЗО № 1 Бишкека, где более двух месяцев назад произошел бунт заключенных.
Председатель ведомства Шейшенбек Байзаков пояснил, что мероприятие организовано для демонстрации внутренней жизни и обстановки в СИЗО № 1, а также опровержения «различных слухов» о возможных бунтах и открытых камерах.
После этого прессу провели по всем трем этажам изолятора, где содержится 1 тысяча 550 заключенных. Из них 66 заключенных — пожизненно осужденные, 94 — женщины, в том числе двое с грудными детьми, а также 60 человек, ожидающих перевода в другие пенитенциарные учреждения.
Журналистам открывали любые, по желанию, камеры, но заключенные отказывались сниматься и поворачивались спинами к объективам видео- и фотокамер. Поговорить с ними удалось только без записывающей аппаратуры и в присутствии контролеров.
Все опрошенные заключенные единогласно сообщили о «нормальных условиях, съедобной пище, закрытых камерах и спокойной обстановке».
«Единственное — не хватает воздуха в камерах, очень душно. Многие люди имеют болезни почек, но медпомощь в СИЗО № 1 плохая. Если говоришь, что плохо, тебе дают только валидол и отправляют обратно в камеру. Еще — нам не дают «положняк» (положенную норму — прим. ред.) пищи», — осмелился пожаловаться заключенный, назвавшийся Муратом.
По словам сотрудников изолятора, Мурат является «положенцем», что им самим отрицалось. С ним в камере сидели двое молодых заключенных. В их камере было несколько кроватей, одеяла с бельем, пакеты с хлебом и посуда с апельсинами, телевизор, хорошие ковры, а также санузел, огороженный ширмой.
Начальник СИЗО № 1 Марс Джусупбеков сообщил журналистам, что все камеры в учреждении до сих пор закрыты и роль «общака», «положенцев», «смотрящих» сведена к минимуму.
«Все камеры закрыты снаружи, также закрыты внутренние решеточные двери. Помимо этого закрыты даже «кормушки» для передачи еды», — рассказал он.
После этого начальник СИЗО № 1 показал одну из трех импровизированных парикмахерских, открытых на каждом из этажей. По его словам, многие осужденные ходили нестриженые, поэтому на прошлой неделе было решено их открыть. В каждой из парикмахерских имелось только по одному креслу, зеркало, небольшой стол и минимум принадлежностей — бритва, две пары ножниц, расчески, фен.
Напоследок журналистам показали женскую часть СИЗО № 1, состоящую из 13 камер, где содержатся 94 женщины. В одной из просторных камер отбывают наказание четыре женщины, две из них имеют детей-младенцев по 2 и 4 месяца. Однако условия их содержания облегчены: по словам сотрудников изолятора, эти женщины могут в любое время выйти на прогулку, получают большие порции пищи, в их камере есть горячее водоснабжение, полы в камерах — деревянные.
После обзора камер Марс Джусупбеков сообщил, что при каждом обыске у заключенных СИЗО № 1 находят и отбирают мобильные телефоны. В марте изъято около 70 телефонов и 4,5 литра спирта.
Шейшенбек Байзаков проинформировал журналистов, что в ближайшее время во всех изоляторах и колониях Кыргызстана начнется установка «заглушек» на общую сумму в 21 миллион сомов.
В завершение пресс-тура председатель ГСИН Шейшенбек Байзаков добавил, что ситуация во всех пенитенциарных учреждениях находится под контролем, а для улучшения условий пребывания заключенных по всему Кыргызстану реализуются 16 различных проектов.
Напомним, 16 января в Бишкекском СИЗО № 1 произошел бунт заключенных. Сотрудники СИЗО сообщили K-News, что бунт связан с переводом криминального авторитета Дамира Сапарбекова в другое СИЗО.