Политолог о военном сотрудничестве, ЦТП и внешней политике Кыргызстана

Автор -

    В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждалась тема, связанная с авиабазой в Канте и военными объектами России на территории Кыргызстана.

    KNews решил узнать мнение политолога Закира Чотаева об основах и перспективах военного сотрудничества между Кыргызстаном и Россией. Также эксперт поделился мнением о будущем Центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас».

    В рамках каких соглашений и договоренностей осуществляется военное сотрудничество между Кыргызстаном и Россией?

    На сегодняшний день существуют две правовые основы взаимодействия в области безопасности и военного сотрудничества между Кыргызстаном и Россией  – это соглашение между нашими странами от 2002 года и договоренности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По условиям данных соглашений возможно размещение военных объектов на нашей территории.

    На каких условиях размещена авиабаза в городе Канте?

    Договоры, затрагивающие сферу государственной безопасности, как правило, являются закрытыми. И, к сожалению, мы не можем с уверенностью сказать, какие именно договоренности действительны в данном случае. Но по канонам международного права, в данном случае, должны быть правовые основы сотрудничества в рамках ОДКБ, потому что официально Кантская авиабаза является структурным подразделением этой организации, а если точнее – военно-воздушной поддержкой коллективных сил быстрого развертывания. Что касается подробностей таких договоров, включающих вопросы финансирования и арендной платы, они оговариваются в рамках дополнительных соглашений.

    Была информация о том, что кыргызстанская сторона ежегодно затрачивает 22 миллиона сомов на оплату коммунальных услуг авиабазы в Канте. Возможно ли это?

    Это, в принципе, возможно. Соглашения о размещении военных объектов на территории иностранных государств, которые подписаны в рамках общих договоренностей, предусматривают совместное финансирование. Согласно соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности между Россией и Кыргызстаном стороны оказывают взаимную помощь в подготовке персонала для органов военного управления, а условия финансирования оговариваются отдельно. Поэтому вероятно, что существуют соглашения, согласно которым российская сторона обязуется осуществлять определенную техническую поддержку гражданских или военных объектов в районе авиабазы, а Кыргызстан берет на себя обязательства по оплате коммунальных услуг.

    Алмазбек Атамбаев некоторое время назад в интервью изданию «Коммерсантъ» сказал, что российская авиабаза в Канте не выполняет никаких функций, и стоит вопрос о том, что она не нужна ни России, ни Кыргызстану. Чем можно объяснить такие высказывания президента?

    В данном случае, я думаю, не было никаких намеков на то, что «Россия нам не нужна, и теперь мы будем вести себя жестко в отношениях с ней». Здесь можно сослаться на два аспекта. Во-первых, наш президент не всегда умеет мягко и дипломатично высказываться. У Алмазбека Атамбаева не только во внешней, но и во внутренней политике неоднократно возникали проблемы, связанные с тем, что он не всегда выражается в дипломатичной форме. Во-вторых, средства массовой информации намеренно «раскачивали» этот вопрос. Во время интервью был наплыв журналистов, и, конечно, были заранее подготовлены провокационные вопросы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что данную ситуацию муссируют не представители госструктур России, а СМИ.

    Смелость Алмазбека Атамбаева можно объяснить еще и тем, что на момент проведения встречи с журналистами договоренности по большинству вопросов с российской стороной уже были достигнуты.

    Могли его слова быть связаны с планами закрытия Кантской авиабазы?

    О выводе российской базы из Кыргызстана речь не шла. Алмазбек Атамбаев лишь высказал мнение, согласно которому наша республика будет сама решать, нужны ли ей военные объекты. Несмотря на то, что это российские военные, они размещены в рамках военно-воздушной поддержки сил быстрого развертывания ОДКБ, и эта база нужна нам для обеспечения безопасности, по крайней мере, до тех пор, пока мы не сумеем сформировать свои военно-воздушные силы. Тем самым он хотел сказать, что «мы являемся независимым государством, пожалуйста, не оказывайте на нас давление». Хотя, насколько независимое – это, конечно, спорный вопрос.

    В интервью президент также сказал, что российская авиабаза не защищала Кыргызстан, в том числе во время трагических ошских событий в 2010 году. Как Вы считаете, могли бы российские военные помочь нам во время июньских событий?

    Во время тех событий мы оказались в условиях экономической блокады, когда соседние страны закрыли границы с нами, например — Казахстан и Узбекистан, а со стороны России мы получили своего рода экономическое эмбарго. На тот момент мы больше всего нуждались в финансовой поддержке, но не получили ее. Поэтому в данном случае речь идет не о военной, а об экономической помощи. Что бы ни говорили на тему того, что ОДКБ должно было помочь Кыргызстану во время июньских событий,  до сегодняшнего дня эта организация не имела опыта вмешательства во внутренние конфликты стран-членов Договора. События в нашей стране послужили причиной того, что сейчас ОДКБ пытается проработать механизмы помощи во время внутренних конфликтов, в том числе в виде отправки миротворческих сил.

    Возможно ли, что Кыргызстан расторгнет соглашение и выведет российских военных из Канта, и чем это чревато для нашей страны?

    Любой договор – это продукт договоренности двух стран, и если одна из сторон захочет из нее выйти, она имеет на это полное право. Вопрос в том, какие компенсации она должна предоставить взамен. Также в каждом международном соглашении есть пункт, который предусматривает условия выхода из него. Как правило, одно из условий —  необходимость предупредить другую сторону или участников договора заранее, например — за год. Это стандарты международного права.

    На сегодняшний день практически нет вероятности того, что Кыргызстан выйдет из военного сотрудничества с Россией. СМИ России муссируют эту тему для того, чтобы российские власти обратили внимание на ситуацию с авиабазой, а на самом деле это только популизм и риторика. Но если представить, что кыргызстанские власти захотят закрыть Кантскую авиабазу, с большой долей вероятности в итоге мы получим экономическое, политическое и моральное давление. Самый очевидный пример — ГСМ. Мы крайне зависимы от России, и повышение цен на бензин скажется на всех – и на рядовых гражданах, и на руководстве страны. Наши власти это прекрасно понимают, поэтому они не станут делать опрометчивых шагов. Кыргызстану невыгодно портить отношения с Москвой.

    Насколько велика вероятность того, что американские военные вновь останутся в Кыргызстане?

    Алмазбек Атамбаев открыто заявил, что 2014 год – последний год, когда на территории аэропорта «Манас» присутствуют военные объекты США. И визит президента в Москву можно толковать, как жест, означающий то, что Кыргызстан выполняет свои обещания и соблюдает договоренности. Еще до выборов Атамбаев получил поддержку со стороны России, пусть и неофициальную. Тем самым он взял на себя определенные обязательства перед российской стороной, обещав не повторять ошибки, которые имели место во времена правления экс-президента Курманбека Бакиева.

    На данный момент президент пытается взять на себя ключевую роль во внешней политике, хотя это не предусмотрено ни Конституцией, ни парламентской системой правления. Сейчас он старается показать России, что выполняет свои обещания, а что будет в 2014 году – неизвестно.

    Что бы ни говорили, Россия является нашим главным стратегическим партнером, как в области безопасности, так и в области экономики, образования и культуры. Все наши стратегические связи являются наследием Советского Союза. В связи с этим довольно опрометчиво нарушать обещания, данные российской стороне, особенно учитывая тот факт, что это не впервые.

    Но все-таки для внешней политики Кыргызстана очень важно иметь альтернативных партнеров. Поэтому многовекторная внешняя политика – это одно из направлений, которого нам нужно придерживаться. Закрывать выходы мы не должны, иначе у нас не будет альтернативных источников поддержки.

    По Вашему мнению, Кыргызстану необходимо оставить ЦТП?

    Нельзя однозначно утверждать, что необходимо выводить или оставлять американских военных на территории аэропорта «Манас». Во внешней политике всегда существует конкуренция. Она уравновешивает влияние иностранных государств в нашей стране, и способствует созданию благоприятной почвы для инвестиций и различного рода поддержки извне.

    В наш адрес звучит много критики о том, что Кыргызстан «пытается угнаться за двумя зайцами». Но во внешней политике нельзя полагаться только на одного партнера, поскольку это чревато последствиями, в первую очередь – экономическими. Если Кыргызстан будет полностью зависеть от России, то, вероятно, мы будем получать меньше поддержки, как с ее стороны, так и со стороны других стран. Это означает, что нет необходимости, как раньше, поворачиваться то в одну, то в другую сторону. Для Кыргызстана важно акцентировать внимание на том, что приоритетом внешней политики для нас являются взаимоотношения именно с Россией, и вместе с тем продолжать сотрудничество с другими странами, такими как США, Китай, Турция. Мы не должны исключать развития отношений с ними, потому что иначе мы окажемся в невыгодном положении и будем полностью зависимы от одной державы.

    В таком случае как Кыргызстан должен выходить из сложившейся ситуации?

    Раз пообещали вывести ЦТП — нужно держать слово. Американцы тоже говорят, что будут заканчивать основной вывод своих войск из Афганистана в 2014 году. В конечном итоге миротворческий процесс должен завершиться тем, что вся ответственность перейдет к правительству страны. Как говорят в США, они в любом случае выведут свои войска, потому что каждый должен иметь возможность справляться со своей ситуацией самостоятельно. Конечно, это не будет окончанием операции, американцы планируют продолжить оказание технической поддержки. Они не намерены полностью выводить войска до тех пор, пока ситуация в Афганистане не стабилизируется.

    Возможно, американцы останутся после 2014 года. Но в этом случае ЦТП, возможно, будет заменен на гражданский транзитный центр. США уже подстраховались, договорившись с Россией и другими странами Центральной Азии о возможности доставки грузов наземным путем по автомобильным и железным дорогам. Соответственно, у них есть альтернативные пути. Очевидно, что использование наземного транспорта – это неудобно, и требует больших затрат времени. Но мы видим, что худо или бедно, но американцы уже начали уходить из Афганистана. И в прежних объемах грузы им не понадобятся.

    На сегодняшний день мы можем наблюдать, насколько сложная ситуация сложилась в Пакистане, и оставлять правительство Афганистана без поддержки не выгодно никому: ни Америке, ни России, ни странам Центральной Азии. Всегда должны быть пути снабжения или американских войск или поддержки афганских правительственных сил. По моему мнению, в итоге российская сторона предоставит американцам возможность поддерживать правительственные силы Афганистана. Возможно, эта поддержка будет осуществляться в сотрудничестве со странами региона. Потому что если правительство Афганистана не сможет противостоять талибам, то этим придется заниматься России, как главному игроку, ответственному за сохранение безопасности в регионе. Здесь интересы Америки, России и стран Центральной Азии идут вместе. То, что США пытаются разместиться в регионе надолго – отдельная тема, и она беспокоит и российскую сторону, и Китай. А в сфере поддержки Афганистана они в любом случае договорятся.

    Поделиться