По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, ежемесячно страна потребляет приблизительно 18 тысяч тонн дизельного топлива и 27 тысяч тонн бензина, причем все автомобильное топливо в Кыргызстане – российского производства. K-News выяснил, какие марки бензина наиболее востребованы в стране и как они влияют на окружающую среду.
В Европе автомобильный бензин делится на классы, в зависимости от содержания в нем вредных для экологии примесей: от «Евро-2» до «Евро-5». В России переняли эту практику, прописав характеристики бензиновых классов в Техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно этому документу, европейскому бензину «Евро-2» соответствует российский – класса 2 и дальше, по аналогии.
Основными производителями топлива, завозимого в Кыргызстан, являются 4 российских завода, расположенных в городах Омске, Уфе, Орске и Салавате. По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, в которую входят 16 крупных компаний, на долю поставок из этих предприятий приходится свыше 90 % бензина, реализуемого на отечественном рынке. Остальное горючее завозится из Астрахани и Самары.
Аналога российского Технического регламента о требованиях к топливу в Кыргызстане не существует. Привезенный из России бензин, обыкновенно, сопровождается сертификатами о происхождении товара (форма СТ-1), выданными Российской торгово-промышленной палатой. В Кыргызстане импортное горючее подвергается дополнительной экспертизе, после чего выдается протокол испытаний и сертификаты соответствия КР, которые и регламентируют качество товара.
Для обозначения качества автомобильного топлива, реализуемого на заправочных станциях Кыргызстана, используется российская классификация.
«Евро-4» уже в Кыргызстане?
На заправках Москвы и Петербурга бензин класса 4 появился еще в 2007 году. У нас, согласно радиорекламе «Бишкекской нефтяной компании» (БНК), – сейчас.
Между тем президент Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыр Акенеев в интервью K-News сообщил, что бензин класса «Евро-4» в Кыргызстан не завозится, и связано это с тем, что российские заводы пока не производят данный вид горючего в достаточном для экспорта количестве.
«В нашу Ассоциацию входят все крупные нефтетрейдеры республики, их совокупная доля на рынке страны превышает 90 %», – пояснил Жумакадыр Акенеев.
Как свидетельствует официальный сайт Ассоциации, в число ее членов входит и БНК.
K-News запросил у БНК паспорта топлива, однако в компании от комментариев воздержались.
В ОсОО «ШНОС» и в ОсОО «Газпром нефть Азия», которые владеют двумя другими известными в Кыргызстане сетями АЗС, паспорта горючего редакции предоставили. Данные документы свидетельствуют, что «ШНОС» завозит бензин классов 2 и 3, «Газпром» – классов 2, 3 и 5.
По информации, предоставленной логистом компании «ШНОС» Мирланом Жортучиевым, наиболее востребованным на кыргызстанском рынке является бензин АИ-92 (Регуляр-92), который бывает и 2-ого, и 3-его классов.
К аналогичным выводам пришли специалисты ОсОО «Газпром нефть Азия», проведя маркетинговое исследование. По их данным, наиболее популярной маркой бензина в Кыргызстане на сегодняшний день является Регуляр-92 (экологический класс 3), за ней следует Премиум евро-95 (класс 3) и дизельное топливо (класс 2).
Завозимый «Газпром нефтью» высокоэкологичный бензин класса 5 (Супер-евро-98) высокой популярностью у отечественных автолюбителей пока не пользуется.
«Бензин АИ-98 класса 5, в основном, заливается на новые машины и те авто, которые очень требовательны к качеству топлива. Таких автомашин в Кыргызстане пока немного, поэтому данный вид горючего не особенно востребован», – рассказал K-News эксперт в области топливного рынка Нурбек Абасканов.
Относительно отсутствия на рынке бензина класса 4, он пояснил, что «Газпром нефть Азия» завозит топливо, производимое дочерними компаниями ОАО «Газпром», такими как ОАО «Газпром нефть — Омский нефтеперерабатывающий завод», а данные производители не видят смысла для модернизации производства под выпуск бензина 4-ого класса, ориентируясь на будущее наращивание выпуска топлива класса 5.
«Из-за требований рынка и госстандарта нефтезаводы постоянно модернизируются, и поэтому постоянно повышается экологический класс производимого топлива. Бензин класса 5 на сегодняшний день единственный, срок выпуска которого в оборот никак не ограничен. Еще в 2006 году, когда в Кыргызстане появился новый вид топлива АИ-98, он соответствовал классу 3, а с 2011 года «Газпром нефть» завозит эту же марку, но класса Евро-5. На западе уже давно отказались от деления топлива на виды. Там весь автомобильный бензин – «Евро-5», – аналог АИ-98 класса 5. Возможно, что в будущем и кыргызстанский рынок придет к такой же практике», – сказал Нурбек Абасканов.
Что касается наиболее опасного для окружающей среды этилированного бензина (бензина, обогащенного тэтраэтилсвинцом для повышения октанового числа и степени сжатия), то и в «ШНОС», и в «Газпроме» сообщили, что такой бензин данными компаниями в Кыргызстан не завозится (что указано и в предоставленных компаниями паспортах топлива). А глава Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыр Акенеев сказал: «Мы стараемся не завозить этилированный бензин. Он поступает в Кыргызстан в редких случаях».
Из всего вышесказанного можно заключить, что в стране, за редким исключением, бензин не европейский, но все же качественный.
«Бензин экологического класса 3, в сравнении со своими предшественниками, уже достаточно экологичен. Если к тому же учесть, что в Кыргызстане не используется агрессивный для среды этилированный бензин, то можно сказать, что в той части, которая касается автомобильного топлива, обстановка благоприятна. Однако сохраняется фактор недобросовестности поставщиков. Многие трейдеры, не обладая гарантированными поставками, занимаются тем, что временами начинают закупать топливо у разных производителей, – это приводит к тому, что заявленное качество не всегда соблюдается. Трейдер может купить один раз партию горючего класса 3 и потом весь год говорить, что у него бензин класса 3, хотя на протяжении этого года им может завозиться какой угодно бензин», – отметил Нурбек Абасканов.
Для справки: В России качество топлива регулируется Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно этому документу, действующему с 2009 года, бензин принято подразделять на классы, как в Европе. Собственно, главной задачей Техрегламента было довести требования к российскому бензину до европейских стандартов.
Так, европейским классам «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» соответствуют российские классы 2, 3, 4, 5. В основу классификации взято не октановое число, а экологическая безопасность. Чем выше класс топлива, тем ниже в нем содержание вредных веществ: серы, бензола, ароматических углеводородов, – всего Технический регламент регулирует около двадцати характеристик автомобильных бензинов.
В 2009 году Регламент задал довольно жесткие сроки: Россия планировала прекратить выпуск экологически опасных классов автомобильного топлива до 31 декабря 2011 года, и в 2012-м весь российский автопром должен был перейти на бензин класса 4.
Однако в сентябре прошлого года правительство России пересмотрело планы, в Регламент были внесены изменения, согласно которым вводились следующие сроки перехода на экологические классы топлива:
- выпуск бензина класса 2 был продлен до 31 декабря 2012 года (ранее в Техрегламенте датой «икс» значилось 31 декабря 2010 года);
- класса 3 – до 31 декабря 2014 года (ранее – до 31 декабря 2011 года);
- класса 4 – до 31 декабря 2015 года (ранее – до 31 декабря 2014 года);
- для класса 5 срок выпуска в оборот, как и ранее, не ограничен.
Отличия бензиновых классов
Понять, чем отличается топливо класса 2 от класса 4 можно, ознакомившись с показателями содержания в бензине вредных веществ. Например, в бензине класса 2 максимальное количество бензола – 5 %, в топливе класса 4 – всего 1 %.
Разница еще значительнее, если сравнивать содержание серы. В бензине класса 2 этот показатель достигает 500 мг/кг, в бензинах 3-го класса – 150 мг/кг, а в бензине класса 4 – только 50 мг/кг.
Столь малое количество серы вынуждает производителей высококлассного топлива использовать современные дорогостоящие технологии гидроочистки. Бензин становится дороже, но в разы безопаснее для окружающей среды.
Объемная доля ароматических углеводородов для класса 3 не должна превышать 42 %, а для классов 4 и 5 – 35 %.
В топливе высоких классов ниже содержание металлосодержащих присадок, которые отрицательно влияют на работу двигателя. Любой автолюбитель знает, что от бензина «подешевле» новая машина начинает «чихать», хотя основа жидкого топлива все та же – горючая смесь легких углеводородов. Все дело в примесях.
Двигатели европейских машин делятся на одноименные с бензином классы: от «Евро-2» до «Евро-5». Поэтому чем больше в стране новых иномарок, тем выше спрос на высококачественное горючее.