Международная кризисная группа опубликовала отчет, где сообщалось о высокой конфликтогенности и растущем напряжении на юге Кыргызстана, где летом 2010 года произошел межэтнический конфликт между кыргызами и узбеками.
После этого вице-президент Международной кризисной группы Аден Делетроз в интервью российскому изданию «Коммерсантъ» прокомментировал информацию из отчета и сообщил, что в Оше может «начаться резня» из-за «отчаянного положения» узбекского населения.
K-News обратился к руководителю Общественного Фонда «Egalitee», конфликтологу Татьяне Выговской с просьбой прокомментировать отчет Международной кризисной группы и вышеуказанное заявление.
Татьяна Выговская, Фонд «Egalitee»:
«Оценку об отчаянном положении узбеков надо давать, исходя из нескольких подходов:
1) Экономический подход. Да, инфраструктура была разрушена в событиях 2010 года, но потом ее восстановили. С учетом этого и предоставления налоговых послаблений население не сильно почувствовало экономические последствия беспорядков. Если узбеки и находятся в бедственном положении, то в таком же, как и кыргызы, потому что они все в одинаковом положении.
2) Идеологический подход. Да, доступ к информационным каналам на юге Кыргызстана сужен, но это ощущают и кыргызы тоже. Проблема в другом — это взаимодействие узбеков с кыргызами, продолжающаяся миграция узбекской части населения, а также передел сфер влияния, в том числе в сфере занятости. Например, если раньше почти все таксисты в Оше были узбеками, то сейчас все больше и больше кыргызов.
3) Относительно вытеснения узбеков с должностей и силовых структур. На самом деле там были считанные единицы.
4) Задержание молодых узбеков с целью выкупа. Я бы посмотрела на то, чем они занимаются. Но вообще это утверждение является поводом для дополнительного изучения.
5) Чтобы признать руководителей на юге Кыргызстана катализаторами или идеологами антиузбекской кампании, нужны веские доказательства, которых пока ни в одном из опубликованных отчетов нет.
Насчет Мелиса Мырзакматова и утверждениях в его книге о требовании узбекской автономии — это отнюдь не мифы. На юге Кыргызстана были узбекские партии или движения, которые стремятся к самоопределению, но при этом не позиционировали себя с Узбекистаном. Не все, но некоторые узбеки желали этого.
К сожалению, отчет Международной кризисной группы тенденциозен и строится на том, что меньшинство всегда слабее, а большинство виновато во всех проблемах.
Но надо признать, что конфликтный потенциал все равно высокий. Люди перестали бояться последствий конфликта, о чем говорят события в Андараке. Вероятность столкновений — 50 на 50, что очень высоко.
Одним из катализаторов столкновений может стать ущемленное национальное самосознание кыргызов, которое страдает из-за того, что их выставили виновными в событиях 2010 года. Другой возможной причиной могут стать политические игры».