В начале 2012 года лидер парламентской фракции «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев, экс-спикер Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков и лидер политической партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров объединились в оппозиционный блок и за последний месяц провели несколько мирных митингов с требованием отставки правительства. Первый митинг прошел 1 марта в Оше, 31 марта — в Баткене, следующая акция оппозиции намечена на 10 апреля, главным пунктом которой станет Джалал-Абад.
В связи с этим K—News взял интервью у Адахана Мадумарова, в котором он рассказал о планах оппозиции и выразил свое видение дальнейшего развития страны.
Недавно вы провели митинг в Баткене. Расскажите, как он прошел?
Митинг прошел, как мы и планировали. Правда, были небольшие задержки в связи с тем, что местная власть пыталась по старому методу запугивать. Баткенская область самая отдаленная и коммуникации в удручающем состоянии, и нам не давали оповещать народ ни через радио, ни через другие каналы. Губернатором региона назначили начальника УВД, а у них свои методы работы, но, несмотря на это, народу было достаточно. Все наши гости — единомышленники из Чуйской, Иссык-Кульской, Нарынской областей — приехали, как и планировалось, и приняли участие в митинге.
Недавно Ваш единомышленник Камчыбек Ташиев говорил, что в митинге должны принять участие более 20 политических объединений. Правда ли это?
Я, честно говоря, не слышал, что именно говорил Камчыбек Ташиев, но на митинге было достаточное количество политических объединений. Однако это не значит, что все наши митинги будут проводиться совместно. Поставленные нами задачи разделяют не только эти организации, но и здравомыслящая часть нашего государства независимо от места жительства. Например, в Оше и Баткене поднимались вопросы по выборам в Токмоке и Караколе, и озвучивались требования по расследованию факта завоза радиоактивного угля из Казастана в Чуйскую область. Эти требования сами за себя говорят, что народ един и неделим.
Какие были требования и появились ли новые?
Требования выдвигает народ, прямо на площади зачитывается проект, добавляются или убираются пункты с учетом озвученных мнений. Например, в Баткене было озвучено предложение включить вопросы, связанные с Генпрокуратурой, в перечень требований. Мы поставили предложение на голосование и народ его поддержал. Вот это настоящая демократия. Это то, что требует и хочет народ, и эти требования принимаются не 20 политиками, а на площади, открыто.
Мы не требуем ничего сверхъестественного, мы не требуем отставки Атамбаева. Мы просим, чтобы виновные в расхищении банковских ячеек «АзияУниверсалБанка» были наказаны, мы просим объяснить народу, сколько денег там было, наказать чиновников, которые разрешили ввозить радиоактивный уголь в Кыргызстан, наказать зачинщиков и виновников 7 апреля. Правительство ведь кричало о том, что были пойманы 17 снайперов, которые стреляли. Где они сейчас? Это была пропагандистская ложь. Мы просим наказать виновных в июньских событиях в Оше, Джалал-Абаде и селе Маевка. Также мы хотим новой Конституции, которая будет работать.
Нужно распускать нынешнее правительство и начать формировать правительство народного доверия.
К сожалению, власть не может извлечь уроки из прошлого, требования элементарны и отвечают интересам народа, никаких политических игр нет, и не будет, — вопросы исключительно социально-экономического характера.
Реагируют ли власти на проведенные вами митинги?
На последнем митинге люди жестко реагировали на то, что власть не обращает внимания на требования. В прошлый раз был поставлен срок до 15 марта, но власти не выполнили ни одного требования до указанного срока. Это озлобляет народ. Например, перед Акаевым ставили требования отменить итоги выборов в парламент, распустить правительство Танаева и пообещать, что он не будет принимать участие в выборах президента. Но власть осталась глухой, вследствие чего и произошли события 2005 года. Перед Бакиевым тоже ставились элементарные требования: распустить правительство, распустить ЦАРИИ (Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям – прим. ред.), во главе которого стоял Максим Бакиев, и вернуть тарифы на электроэнергию на прежний уровень. Никто не требовал, чтобы Акаев или Бакиев ушли. Но власть оставалась глухой, немой и слепой к требованиям народа. В результате произошли события 7 апреля.
Сейчас ситуация повторяется. В настоящее время наша власть также остается равнодушной к требованиям народа, хотя и выдвигаются элементарные требования.
По каким причинам Вы требуете отставки правительства?
Если раньше у нас были семейные кланы, то сейчас у нас партийные кланы. Поделили между собой районы, айыл окмоту, учебные заведения и прочее. Везде полный бардак, управляемость государством утеряна, отсутствует вертикаль власти, утеряны святость и сакральность власти. Вот до чего мы докатились. Правительство должно быть профессиональным, а не по признаку принадлежности к той или иной партии. К примеру, последние выборы глав районов… на какие только ухищрения не идут акимы! Если раньше коррупция была в Белом Доме, то сегодня она дошла до районных администраций и айыл окмоту. Все знают, чтобы получить должность, кандидаты дают взятки, только Атамбаеву и Бабанову неизвестно.
Может, стоит дать правительству время на работу, ведь оно сформировано не так давно?
Как однажды сказал великий писатель Хемингуэй молодой писательнице, чью книгу он не прочитал до конца, не обязательно до конца доедать яичницу, чтобы понять, что яйца тухлые. Это то же самое. Если изначально правительство было сформировано не профессионально, то народ не может ждать до конца, пока они развалят страну. Они выдвигают требования сейчас. Правительство должно работать с первых дней, с первых минут. Это не подготовительный класс в школе, чтобы сначала научиться, а потом работать. Это правительство. Тем более, сегодня мир быстро меняется и нужно принимать иногда неадекватные решения, и руководитель должен быть готов брать на себя ответственность. Народ должен почувствовать, что правительство работает с первых дней, несмотря на сколько лет расписана программа развития – на год или на 5 лет.
Кого Вы видите в правительстве народного доверия?
У нас достаточно много креативных талантливых молодых специалистов, которых нужно привлекать к работе. Также нужно учитывать опытных старых советских кадров. Например, министром сельского хозяйства надо ставить достаточно опытного человека, который работал еще при Советском Союзе. Нам нужно восстанавливать сельское хозяйство. Молодость — это хорошо, но отсутствие практики наносит вред. Пусть заместителями будут энергичные молодые люди, которых они будут готовить. Мы на протяжении 20 лет теряли кадровый потенциал, мы настолько обмельчали, что губернаторами области становятся люди, которые не знают, как формируется местный бюджет, акимы не имеют представления о госслужбе. Поэтому правительство должно формироваться исключительно по профессиональной пригодности. Естественно, приоритетом являются чистота и порядочность, представители правительства должны быть беспредельными патриотами своего государства, а не своего кармана и желудка.
В данной ситуации виновата не нынешняя молодежь, а государство, которое не проводит нужное обучение. Часто старые специалисты не понимают, как мир изменился, поэтому нам нужен симбиоз энергии и таланта молодых специалистов и опыта старых кадров. Именно так нужно формировать нашу кадровую политику.
Расскажите о требовании вернуть Конституцию 1993 года.
Мы не требуем вернуть Конституцию 1993 года, мы требуем создать конституционное совещание для разработки новой Конституции и предлагаем за базу взять документ 1993 года. Эта Конституция была разработана великолепно. В то время одеяло не тянули на свою сторону ни президент, ни премьер, ни парламент. Это была эйфория независимости. В нынешней Конституции вызывают большие вопросы только 3 пункта – это полномочия президента, полномочия правительства и полномочия парламента.
Страна осталась без руководителя. Кто будет отвечать за внешнюю политику, кто будет отвечать за внутреннюю политику, кто является гарантом Конституции — эти моменты отсутствуют в нынешней Конституции.
Говорят, у нас парламентское правление… Ничего подобного! Парламент ничего не решает. Должен быть глава государства, который все решает. Я вообще предложил бы убрать такое понятие, как правительство. Пусть избранный президент будет главой кабинета министров. Это американская форма правления. Президент будет отвечать за все. По большому счету, Кыргызстан одна третья часть города Москвы, в столице России работает один мэр и правительство Москвы. Но разве соизмеримо наше хозяйство и хозяйство Москвы? Нужно прекращать пустую трату времени и денег. Кабинет министров не должен состоять более чем из 12 министерств, в большем количестве у нас нет необходимости.
Нужно найти баланс среди ветвей власти, никто не должен быть выше той или иной власти. У каждой структуры должны быть свои определенные обязанности, и они должны работать в своем направлении. Например, парламент не должен заниматься хозяйственными вопросами, он должен заниматься законотворчеством.
Омурбек Бабанов говорил, что встречался с оппозицией. Как прошла встреча?
Мы встречались дважды, и я конкретно говорил ему, какие у нас требования. Бабанов сказал, что согласен с некоторыми позициями. Но если согласен, тогда сделай выводы. Однако выводов он не сделал. По некоторым претензиям Бабанов мне говорит: «Докажи». Я, что, прокурор, чтобы что-то доказывать? Пусть сами докапываются и узнают. Власти не могут уволить некоторых министров, потому что сами связаны с ними.
Преимущество Бабанова в том, что он может выступать сколько угодно и где угодно, у него информационное преимущество. Я бы хотел, чтобы президент, премьер-министр и оппозиция встретились в прямом эфире и провели дебаты. Когда встречаешься, они потом искажают информацию, я что потом должен ходить в каждом селе и оправдываться?
Давайте будем в прямом эфире обсуждать те проблемы, которые сейчас существуют: это весенне-полевые работы, завоз радиоактивного угля. Выступи честно перед народом и расскажи, сколько денег вы забрали из ячеек «АзияУниверсалБанка», объясни народу, кто был зачинщиком тех трагических событий, кто дал команду стрелять в народ, кто привел их туда и вооружил, откуда у молодых людей, которые пошли в Белый Дом, автоматы. Даже если есть твоя вина, то извинись.
Роза Отунбаева назвала нас реваншистами. Докажи! С 1 по 7 этаж в Белом Доме сидят все те же люди, кто работал при Бакиеве или Акаеве. Лично я в свое время выступил против политики Бакиева и ушел. Я не работал премьер-министром, руководителем Аппарата или первым вице-премьер-министром при Бакиеве. Вот эти люди и работали. Мне больно за народ, который в свое время поверил власти. Кыргызский народ – обманутый народ.
Будут ли еще проходить митинги и где?
Митинги будут проводиться там, где народ требует справедливости, там, где есть волнения. Мы должны встречаться с людьми и отвечать на их вопросы. 10 апреля митинг пройдет в Джалал-Абаде. Жители Оша требовали митинг, потому что на них оказывалось давление во время выборов в городской кенеш. В Баткене требовали потому, что там самые высокие цены на ГСМ. Контрабанда ГСМ вывозится именно по Баткенской области, там такие дороги, как после бомбежки в Багдаде. Конечно, народ будет требовать ответа и встречи с властями. Такие же требования мы получаем из Иссык-Кульской области, из Каракола, из Токмока. По мере готовности мы будем их проводить, но мы не готовим их сами, народ сам просит приехать, и мы приезжаем и проводим митинги.
Что будет, если власти не выполнят требования?
Источником любой дестабилизации является власть. Власть должна прислушаться. Политика – это высочайшее искусство компромисса, это — диалог. Здесь должны соперничать умы, а не кошельки. К сожалению, в Кыргызстане можно решить любую проблему с помощью денег.
Как сын своего народа я бы очень хотел, чтобы власть прислушалась и не повторяла ошибки двух предыдущих. Страна не переживет третьей революции, народ устал от таких хаотических движений.
Но иногда народ требует более решительных мер. Я предупреждаю, что может случиться не очень хороший исход. Такое же предупреждение было и Бакиеву, но он не послушал. Потом не будет смысла искать виновных. Я хочу ходить с гордо поднятой головой, гордиться тем, что я кыргызстанец, а не прятать лицо и стыдиться своего народа.
Что будет, если не выполнят требования, решаю не я — это решает народ на площади. Мы приглашаем туда и Бабанова и Атамбаева. Пусть приходят, и будем совместно говорить с народом, не надо бояться и отделяться от него.