Такое заявление президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сделал в интервью российскому изданию «Коммерсантъ», опубликованному в пятницу, 6 апреля.
Как сейчас обстоят дела вокруг требований России об увеличении ее доли в ряде ключевых предприятий Кыргызстана?
Идут переговоры между министерствами и ведомствами. Естественно, каждая сторона тянет одеяло на себя. Но президент Дмитрий Медведев и я в Москве приняли решение, что все-таки мы должны сначала выполнять прежние договоренности.
А разве новые условия российской стороной потом не предъявлялись?
Какие-то желания со стороны отдельных компаний будут всегда. Другое дело, что есть подписанные соглашения. Это могут быть инициативы различных министерств и ведомств по различным объектам. Но я еще раз говорю: мы пришли к договоренности с Дмитрием Анатольевичем, что должны идти по пути выполнения прежних договоренностей.
В действиях России вы усматриваете геополитическую подоплеку?
Я так скажу: мы все-таки стратегические партнеры. Видно, что руководство России понимает, насколько важен Кыргызстан геополитически для России. Другое дело, что не все руководители ведомств могут это понимать. Однако на уровне президентов мы решили пойти по старым договоренностям. Более того, у нас определен конкретный срок — 10 апреля, когда мы ждем ответа, в частности, от Министерства энергетики РФ, в какие энергетические объекты они готовы вкладывать средства и на каких условиях. Потом уже мы будем принимать решение. Если кто-то желает вкладываться, пусть вкладывается. Все объекты инвестиционно привлекательны. И желающих вкладываться в Кыргызстан на сегодня достаточно.
Кто, например?
И казахский бизнес. И китайский. И турецкий. И европейский тоже. Да и американский. Вкладываться желающих много. Что бы там ни говорили про Кыргызстан, полосу турбулентности он прошел. Помните, Владимир Владимирович Путин как-то сказал на саммите в Санкт-Петербурге, что «арабская весна» началась в Кыргызстане. Но после этого президент Турции сказал хорошую фразу: «Кыргызстан уже прошел свою «арабскую весну». Мы входим в такую полосу, когда Кыргызстан становится инвестиционно привлекательной.
У меня очень хорошие отношения с руководителями России, не буду скрывать — и с действующим президентом, и с избранным. В наших отношениях проблем нет. Часто эти проблемы возникают на более низком уровне. Начинаются какие-то игрища. Конечно, кто-то хотел бы вбить клин в отношения Кыргызстана и России. Но это трудно будет сделать.