Руководитель джаз-бэнда «Соленые орешки» Бакыт Кыдыкбаев в интервью K-News рассказал об особенностях столичной публики и кыргызстанского джаза.
Какой он, джаз в Кыргызстане?
В Кыргызстане есть джаз-музыканты и интересные коллективы, но в общепринятом смысле джаза пока еще нет. Хотя ежегодно в Бишкеке проводятся международные джаз-фестивали. Я думаю, это очень хорошо. Они напоминают нам о том, что кроме классической и эстрадной музыки, есть и джаз. Для того, чтобы в Кыргызстане развивался джаз, нужна система обучения, готовящая кадры музыкантов. Нужна постоянная, а не случайная «среда обитания». А так все держится на энтузиазме. Конечно, это грустно, но все в жизни контрапункт, то есть — противоположность. Рядом с джазом существует другой, более практичный мир, — развязная поп-музыка. Здесь царит ремесло, и условия диктует коммерция. Поп-музыка производится и потребляется в массовом масштабе, ее буквально вдалбливают в наше сознание в клубах и домах отдыхах, в поездах и самолетах, в квартирах, где живут спешащие за модой, озабоченные проблемой «быть как все» молодые люди. К сожалению, радио и телевидение отнюдь не гнушаются музыкальными допингами подобного рода, ошибочно считая их синонимами оптимизма. Джаз на радио и телевидении — редкий гость, а ведь это настоящее, высокопрофессиональное искусство.
А сколько у нас существует джаз-бэндов?
Если говорить о группах стабильно работающих в жанре джазовой музыки, наверно нет. Есть музыканты играющие джаз, кто на пианино, кто на саксофоне. Сейчас каждый по отдельности работает в ресторанах. Но на джазовых фестивалях участвуют такие команды, как джаз-бэнд В. Рузахунова, группа А. Юртаева и Т. Бейшеева. Если говорить о себе, то в этом году группе «Соленые орешки» исполнится 10 лет. У нас есть своя публика, которая слушает и любит нас. Мы ежегодно выступаем на международных джаз-фестивалях в Бишкеке, Алматы, Душанбе и Екатеринбурге. И в этих городах у нас есть поклонники нашего творчества.
Раз уж мы заговорили о публике, какая она, бишкекская публика?
Наши слушатели очень разные. Раньше мы выступали на официальных мероприятиях, где присутствовали представители посольств, государственные чиновники и бизнесмены. Сейчас в большей степени стали приглашать молодежные организации. В Бишкеке стало открываться много клубов, баров и ресторанов. Наши выступления основаны на «взаимном соглашении» между публикой и музыкантами: публика заключает себя на час в кресла и соблюдает тишину, музыкант преподносит публике нечто такое, что на мгновение завораживает внимание присутствующих. Всего этого не может быть ни на эстрадном, ни на академическом концертах. И, отнюдь, не случайно, что аплодисменты джазмену звучат не только по завершению, но и в середине композиции, вслед за удачным соло. Ты играешь регги, а они уже в ритме танца. Публике приятно чувствовать хороший поток музыки, и у них совершенно нет комплексов. Раньше я такого не замечал. Мне нравится эта аудитория.
Когда, на Ваш взгляд, эстетический вкус публики дойдет до такого уровня и возникнет такая же потребность в джазе как сейчас в эстраде?
Не знаю, трудно сказать. Очевидно, должна быть радикальная культурная революция, потому что все вокруг разваливается. Хотя и кажется, что есть порядок, но фактически идет медленный распад и разрушение. Наша культурная жизнь стала практичной и материальной, в которой все диктует коммерция. В настоящий момент будущее в руках пятнадцатилетних, отдающих предпочтение тому или иному музыкальному направлению. В безграничном мире все соотнесено и взаимосвязано и ничто не может развиваться обособленно. Все жанры в музыке «аукаются» и слышат друг друга. Хочу закончить мысль словами Родиона Щедрина: «Джаз возвращает музыке то, что она некогда утеряла».
Предлагаем вашему вниманию некоторые композиции:
[attachment:26466] [attachment:26467] [attachment:26468]