Руководитель российской Федеральной службы по контролю наркотиков Виктор Иванов на прошлой неделе посетил Кыргызстан, через который проходит один из главных каналов наркотрафика из Афганистана в Россию. В интервью «Российской газете» он рассказал об объемах транзита наркотиков и влиянии военной операции НАТО в Афганистане на его увеличение.
Насколько сильно влияние наркотрафика на ситуацию в Центральной Азии?
К сожалению, международное сообщество часто недооценивает влияние наркотрафика и связанного с ним теневого бизнеса на ситуацию не только в странах Центральной Азии, но и в целом в мире. Многие эксперты говорят, что производство опиатов стало заметным геополитическим и геоэкономическим факторами. Объем доходов группировок, связанных с производством, трафиком и реализацией только героина, составляет 65 миллиардов долларов.
Если соотнести эту сумму с бюджетом, к примеру, Кыргызстана, то она превышает его в разы. То есть, наркотрафик сегодня не только источник преступности, экстремизма. Он оказывает влияние на экономику. В том числе, и в связи с ростом наркозависимых как в России, так и в Кыргызстане. Эти люди выпадают из экономической жизни наших стран. Помимо прочего растут затраты на правоохранительные органы, судебную и пенитенциарную системы.
Теневой рынок героина в России оценивается в 6 миллиардов долларов ежегодно. Афганского гашиша — в 1,5 миллиарда. В целом объем наркопотока в Россию оценивается в 17 миллиардов долларов. Треть его, возможно, проходит через Кыргызстан.
ОДКБ предлагает создать черный список наркобаронов. Насколько это оправданно?
Безусловно оправданно. По данным наших спецслужб, а также наших коллег из Ирана, Афганистана и Пакистана, порядка трех тысяч афганских землевладельцев являются крупными наркобаронами. На их землях выращивается опиумный мак и они стоят у истоков производства героина в регионе. Кроме того, есть лица, причастные к транзиту наркотиков через ряд государств.
Целесообразно создать общий банк данных о таких людях и аффилированных с ними лиц. Это важно для того, чтобы пресечь возможность отмывания «грязных» денег в банковской системе.
Нам известны примеры, когда тот или иной банк штрафуют или наказывают за операции с лицами, аффилированными с наркопроизводителями. Здесь показательно дело в отношении одного из финансово-кредитных учреждений США, через сеть которого проходили средства мексиканских наркокартелей. «Грязные» деньги конвертировали в дорожные чеки. Таким образом, через этот банк прошло около 378 миллиардов долларов.
В этой связи, полагаю, не случайно некоторые финансовые магнаты выступают за легализацию легких наркотиков. Видимо, потому, что деятельность некоторых банковских учреждений связана со средствами от наркобизнеса. К сожалению, современная финансовая система легко абсорбирует так называемые «грязные» деньги. Поэтому мы бы хотели, чтобы этот вопрос рассмотрели на саммите «Большой восьмерки» и G20.
Почему, на Ваш взгляд, поток наркотиков из Афганистана резко возрос с началом военной операции НАТО?
Вопросы наркопроизводства и военной напряженности тесно связаны друг с другом. Боевые действия создают высокие риски для нормального сельского хозяйства. Они несут прямую угрозу для фермерских хозяйств из-за большой вероятности уничтожения урожая. А мак не требует от крестьянина больших усилий, поскольку произрастает сам собой, и покупатели готовы тут же за него расплатиться.
Но здесь присутствуют и экономические интересы определенного круга лиц. Например — бенефициариев наркопроизводства – банковскую сеть. К примеру: из незаконного оборота ежегодно изымается порядка 10-15 % наркотиков, а если говорить о средствах, полученных наркобизнесом, – только 0,5 %. То есть, средства, полученные преступным путем, попадают в финансовую сеть. И здесь прослеживается связь даже с глобальным финансовым кризисом. Из-за хронического дефицита ликвидности банки, можно сказать, стали более толерантны к «грязным» деньгам. Они выступают не прямыми, но опосредованными бенефициарами.
11 апреля состоялось заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков стран ОДКБ. Совет выступил с обращением к главам государств Организации с тем, чтобы наши государства координировали борьбу с наркопроизводством в Афганистане со структурами НАТО. Нам можно было бы разделить усилия. НАТО будет уничтожать наркопосевы, хранилища наркотиков, нарколаборатории и иную инфраструктуру на территории Афганистана. Мы, в свою очередь, сосредоточили бы усилия на ликвидации наркотрафика и пресечении деятельности связанных с ними преступных группировок. Если, конечно, структуры НАТО примут такое предложение. Пока же мы боремся с последствиями болезни.
Сокращение наркопотока может быть обусловлено снижением производства опиатов и гашиша в Афганистане. И пока в этой стране производство существует, что бы ни предпринималось, ситуация коренным образом не изменится. Наркотрафик – как вода: найдет щель и просочится.
На протяжении последних лет поднимается вопрос о создании учебного центра антинаркотических служб на юге Кыргызстана. Будет ли он открыт?
Создание такого центра было бы целесообразным. Но мы и на данный момент не стоим на месте. Обучаем сотрудников Государственной службы по контролю наркотиков (ГСКН) Кыргызстана, проводили курсы для наркополицейских стран Центральной Азии, а также Пакистана и Афганистана, проводим выездные сессии. Создание стационарного учебного центра на территории Кыргызстана сейчас прорабатывается.
В целом, за последнее время эффективность ГСКН возросла в несколько раз. Во многом, полагаю, и потому, что в поддержке службы принимает активное участие Россия. Нами совместно ликвидировано 14 каналов поставки наркотиков в Россию, увеличились и объемы опиатов, изымаемых непосредственно в Кыргызстане.