K—News публикует интервью премьер-министра Омурбека Бабанова российскому журналу «Коммерсант-Власть», где он рассказал о конфликте интересов между двумя странами.
Кыргызстан утверждает, что недоволен пребыванием российской авиабазы в Канте. Готовы ли Вы не продлить соглашения о базировании российских войск после истечения срока их действия?
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не говорил о том, что он недоволен пребыванием российской авиабазы. Было сказано, что за прошедший период накопились определенные долги по аренде военных объектов. И было бы хорошо, если бы эти долги были погашены. После переговоров с Дмитрием Медведевым в марте деньги в размере 15 миллионов долларов поступили на счет Министерства финансов Кыргызстана. Мы партнеры с Россией, мы должны всегда выполнять взаимные обязательства. Также мы готовы работать по всем другим нашим соглашениям, которые подписаны с Россией.
Как тогда будет обстоять дело с торпедным заводом «Дастан», передачи пакета акций которого добивается Россия в обмен на списание долга в 180 миллионов долларов? Раньше вы с Москвой договаривались о 48 % акций, а теперь Россия требует 75 %.
Мы обязались передать 48 % завода и здание торгового представительства России в обмен на списание 180 миллионов долларов долга. Мы намерены действовать в пределах данных соглашений. «Дастан» сейчас еще больше капитализировался за счет заказов. Нет у нас и проблем со сбытом. Мы понимаем, что заинтересованность России в этом заводе обеспечит «Дастану» большие объемы выпуска продукции и заказы на будущее. Никаких новых условий с нашей стороны и, я думаю, со стороны России тоже не должно быть. Иначе мы до бесконечности будем разбираться. Когда подписывали прежнее соглашение, обе стороны считали, что данная цена справедлива и ее надо принимать.
А что будете делать, если договориться не удастся? Пойдете искать другого инвестора?
У нас подписано с Россией соглашение. С нашей стороны было бы крайне некорректно вести переговоры с другими странами об этих объектах.
Россия требует 75 % в ГЭС «Камбарата-1», которую вы собирались строить с «Интер РАО», и четырех ГЭС на реке Нарын, которые должна строить «РусГидро». Согласны ли вы на эти условия?
Речь шла о том, что «Камбарата-1» — это крупный проект, объем инвестиций составляет около 2 миллиардов долларов. Мы договаривались, что мы отдаем России 50 % доли в обмен на полное финансирование объектов. По строительству верхненарынских ГЭС мы тоже вели переговоры, должны были подготовить документы по распределению долей между сторонами. По «Камбарате-1» у нас даже подписано соглашение. Но Россия не выполняет свои обязательства. Мы предлагаем действовать в пределах тех договоренностей, которые есть. Сейчас давайте пропишем сроки исполнения проекта, подготовки технико-экономического обоснования, время начала строительства и время его окончания, — если эти проекты еще вам интересны. Если эти проекты вам не интересны, давайте расторгнем документы.
Недавно мы подписали с Китаем кредитный договор на 380 миллионов долларов по строительству ЛЭП Датка—Кемин и подстанции «Датка» на 208 миллионов долларов. Чтобы проекты окупались и электроэнергию можно было отправлять на экспорт, необходимо начинать строительство «Камбараты-1» и верхненарынского каскада ГЭС. Мы не можем ждать до бесконечности.
Как продвигается вопрос о продаже «Газпрому» предприятий «Кыргызгаз» и «Кыргызнефтегаз»?
Мы договорились, что «Газпром» найдет компанию, которая должна провести оценку и аудит «Кыргызгаза» и «Кыргызнефтегаза». В июне-июле вопрос должен быть решен окончательно. По этим объектам у нас разногласий нет.
Китай предлагает строить железную дорогу через территорию Кыргызстана в обмен на доступ к месторождениям по маршруту следования трассы. Готовы ли Вы на такую схему?
Сегодня протяженность железной дороги у нас лишь 400 километров, она упирается в тупик. Сделать ее транзитной — одна из важных задач правительства. С этой дорогой мы увязываем и железнодорожное соединение севера и юга республики. Сегодня у нас север с югом соединен только через одну автомобильную дорогу, и, когда зимой выпадает огромное количество снега в горах, все перевалы полностью перекрываются. Мы будем вдоль железки строить и альтернативную автомобильную дорогу.
Сейчас схема «месторождение в обмен на дорогу» не рассматривается. В 2009 году, такой план был. Но мы исключили этот вариант. Будем искать другие формы финансирования строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Это может быть совместный проект с какой-то страной, это может быть концессия.
Вопрос вывода американской базы из Кыргызстана возникает чуть ли не ежегодно. По словам президента Атамбаева, американская база покинет аэропорт Манас в 2014 году. Сейчас американцы платят за аренду 60 миллионов долларов. Как скажется потеря этой суммы на бюджете?
У нас подписано соглашение с США, срок которого истекает в 2014 году. Относительно дальнейшего существования авиабазы мы сказали, что в таком виде она не может дальше существовать. О судьбе этой базы после 2014 года мы должны разговаривать в рамках ОДКБ. Мы заинтересованы, чтобы в регионе была стабильность, и на сегодняшний день база выполняет эту миссию. Я надеюсь, что к 2014 году, как обещает президент США, операция в Афганистане будет доведена до конца. И отпадет необходимость в этой базе. Финансовая сторона этой проблемы играет второстепенную роль.
Недавно в Бишкек приезжал помощник госсекретаря США Роберт Блейк. На переговорах было заявлено, что США заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве по эксплуатации военной базы. Как американцы хотят использовать базу после завершения срока соглашения?
Рано еще об этом говорить. Пока ясно одно: будущее базы должно определяться с учетом интересов ОДКБ.
Стоит ли сегодня на повестке дня получение кредита от антикризисного фонда ЕврАзЭС?
В прошлом году мы закладывали в бюджет 106 миллионов долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Нам было выдвинуто несколько условий. Во-первых, Кыргызстан должен был погасить свой долг перед Россией в сумме 14 миллионов долларов. Это было сделано, несмотря на дефицит нашего бюджета. Но обещанные 106 миллионов долларов так и не поступили. В этом году мы сформировали бюджет без данной суммы. Мы нашли другие источники и больше не будем обращаться в фонд. Будем искать другие возможности.
Правда ли, что Кыргызстану по линии ЕврАзЭС было выделено 35 миллионов долларов на рекультивацию территорий, подверженных воздействию уранового производства?
Речь идет о поселке Мин-Куш. Именно там добывался уран. Уран при СССР полностью вывозился в Россию и использовался в атомной промышленности. К сожалению, технологии добычи не были выдержаны, сегодня мы столкнулись с последствиями этого. Сейчас принята программа на 2013-2018 годы, которую мы будем выполнять с «Росатомом». Ожидается, что «Росатом» за счет своих средств начнет рекультивацию. Но там речь не идет о сумме в 35 миллионов долларов — выделено всего 10 миллионов рублей.
Кыргызстан еще хочет вступать в Таможенный Союз?
В Таможенный Союз мы сами подали заявку. Но при этом мы договорились, что наши специалисты должны изучить законы Таможенного Союза, чтобы провести у себя на законодательном уровне необходимые внутренние процедуры. Сейчас уточняем, в каких секторах мы должны получить преференции. Наша экономика еще слаба, она может серьезно пострадать от вступления в Таможенный Союз.
А какие преференции Кыргызстан будет просить?
Должны быть созданы определенные льготы для легкой промышленности. У нас на двух крупнейших в Центральной Азии оптовых рынках работает большое количество людей. Вступление в Таможенный Союз приведет к повышению цен и безработице на этих рынках. Поэтому мы должны создать швейные производства у себя в стране и обеспечить рабочие места. Это требует некоторых финансовых льгот и времени для адаптации.