Камила Шаршекеева: Будущее Кыргызстана зависит от того, как скоро мы займемся образованием наших детей

Автор -

    Такое мнение в интервью KNews выразила ректор Университета менеджмента и дизайна (УМД), заслуженный работник образования Камила Шаршекеева.

    Ребенка нельзя воспитывать «как-нибудь»

    Мировой опыт показывает: изменить что-либо в стране в лучшую сторону невозможно, если продолжать пренебрежительно относиться к этическому, интеллектуальному и физическому развитию подрастающего поколения. У нас в основном как? Рожают детей, детство ребенок проводит на базаре, огороде или пастбище, а после 11 класса обращаются к какому-нибудь «байке», который «сделает из ребенка человека» – устроит в университет за деньги. Есть, конечно, случаи, когда вуз меняет человека до неузнаваемости, ведь каждый из нас – творец своей судьбы. Но в целом такое «образование» ни к чему хорошему не приводит. Образованием и воспитанием личности нужно заниматься не после 11 класса, а с рождения. Распространенный принцип «жон эле» (как-нибудь – прим. ред.) по отношению к ребенку, ведет нас в никуда.

    Вот количественные данные. В Кыргызстане в 1991 году была 1 тысяча 604 дошкольных учреждения. Охват детей на тот период составлял 190 тысяч человек. К 2001 году число детских садов сократилось до 416, в них обучалось чуть более 45 тысяч детей. По данным 2011 года, по республике насчитывается 691 детский сад, и это количество покрывает лишь 14 % потребности населения. Следовательно, детских заведений и специалистов, способных обучать детей, катастрофически не хватает. Очевидно также, что вузы до сих пор работают по учебным программам, разработанным очень давно и уже не соответствующим современным требованиям рынка. Все это является основной причиной снижения общего уровня образования в целом по стране, так как именно в раннем детстве закладываются основные предпосылки для развития человека. 

    Дошкольное образование должно стать приоритетом социально-экономического развития страны 

    Сегодня в стране очень остро стоит вопрос: как поднять дошкольное и школьное образование? Решать его можно только на совершенно новой основе и, прежде всего, путем эффективной подготовки профессионалов, способных применять новые современные методы преподавания, а также создавать частные учебные заведения.

    Рассчитывать только на государство, надеяться, что оно сможет финансировать все школы и детские сады и заботиться обо всех учителях и воспитателях, не приходится. Навряд ли такая мизерная зарплата, которую сейчас получают воспитатели детских садов, может кого-нибудь привлечь. И сегодня мы не видим особого интереса к педагогическим специальностям: в основном вчерашние школьники хотят стать юристами, экономистами, дипломатами. А напрасно. Потому что детских садов и специалистов, которые бы сыграли решающую роль в развитии человеческих ресурсов в Кыргызстане, колоссально не хватает. Нефти и газа у нас нет, промышленность встала. Поэтому развитие страны, целиком и полностью зависит от инициативности и креативности граждан. Между тем, люди сознательными и ответственными не рождаются, а становятся таковыми при условии хорошего образования и воспитания в семье, детском саду и школе. Все в стране, в том числе и наше с вами будущее, зависит от того, как скоро мы станем по-новому работать с детьми.

    Новые подходы к дошкольному образованию

    Международный опыт показывает, что дошкольные образовательные учреждения могут стать абсолютно самодостаточным и прибыльным бизнесом. Именно такой подход лег в основу новой академической программы «Менеджмент в дошкольном образовании» (Children’s Care, Learning and Development), которая открывается в настоящее время в Университете менеджмента и дизайна. Уникальность ее для нашей страны в том, что она не только дает понимание современных педагогических проблем и нужные профессиональные навыки, что ценно само по себе, но, что особенно важно, развивает компетенции в области личностно-ориентированного образования и воспитания. 

    Программа поможет студентам стать успешными менеджерами, учителями и воспитателями дошкольных учреждений. Она создает возможность не только решать проблему трудоустройства в нашей стране и за рубежом, но и самостоятельно создавать дошкольные учреждения совершенно нового качественного уровня, отвечающие мировым стандартам. Основная цель программы, основанной на европейских принципах и стандартах образования, – создание условий для творческой самореализации студентов, наиболее полного раскрытия их потенциала. Когда 3 года назад в Турции впервые объявили набор на специальность «Уход за детьми, образование и развитие», интерес к ней был очень низким. А сейчас в Турции данное направление обрело огромную популярность и на него наблюдается серьезный конкурс: люди увидели, какие перспективы открывает перед ними профильное образование в области дошкольной педагогики и менеджмента дошкольных учреждений.

    Журналист должен уметь владеть словом

    Еще одним новым для УМД направлением является программа «Креативная медиа-индустрия», где будут готовить журналистов печатных и электронных изданий, способных как освещать события, так и создавать свои собственные предприятия СМИ.

    Существует мнение, что выпускники отделений журналистики преимущественно предпочитают работать в области PR – связей с общественностью. Возможно, это и легче. Потому что сейчас мы видим, что студенты факультетов журналистики не умеют писать. А наша программа предоставляет студентам уникальную возможность приобретения широкого спектра компетенций в менеджменте и маркетинге для работы в современном производстве средств массовой информации: теле-радио-киноиндустрии, интернет-журналистике, печатных СМИ, интерактивных СМИ, производстве компьютерных игр, а также звукозаписывающей индустрии.

    Содержание программы направлено на улучшение коммуникативных навыков как для повседневного общения, так и их применения в профессиональной деятельности в сфере массовых коммуникаций. Это навыки, необходимые для ведения переговоров, проведения презентаций, для генерирования идей и их творческого воплощения, это навыки межличностного общения и построения обратной связи с аудиторией, планирования процесса создания медиа-продуктов и управления ими, продюссирования, подготовки сметы расходов будущего производства, сбора различной информации, редактирования письменных материалов, обобщения и краткого изложения информации и т.д.

    Использование соответствующих аналитических методов позволит студентам понимать динамические отношения между журналистами и их аудиторией в печатных, аудио-, визуальных или интерактивных областях медиа-индустрии. Изучение современных рыночных тенденций в медиа-индустрии, правовых, этических и профессиональных аспектов деятельности ключевых медиа-организаций и стажировка в них повысит возможности трудоустройства выпускников программы как в крупных транснациональных компаниях, так и в редакциях и продакшн-студиях местных СМИ. Более того, выпускники получат представление о том, как развивать собственный успешный бизнес в сфере СМИ.    

    К преподаванию в нашем университете мы привлекаем только профессионалов, имеющих помимо теоретической подготовки, подтвержденной международным дипломом, также опыт работы потому или иному направлению. УМД работает по британским учебным программам, каждые 5 лет проходя переаккредитацию в международном аккредитационном агентстве Edexcel. Именно представители Edexcel, в конечном итоге, оценивают готовность наших выпускников к работе по специальности, для них квалификация выпускников – ключевой показатель при аккредитации вуза. Можно сказать, что при такой системе на карту поставлено все: и репутация университета, и его будущее. Потому что если какая-то отдельно взятая группа студентов по итогам четырех лет обучения покажет недостаточный результат, вуз не сможет пройти аккредитацию по данному учебному направлению. Именно поэтому мы стараемся набирать абитуриентов, не только имеющих хороший уровень школьной подготовки, но и мотивированных на личностный рост.

    Помимо репортерских навыков, которые возможно освоить только на практике, для чего в УМД будет действовать специальная медиа-лаборатория, своеобразная «теплица» для взращивания акул пера, курс журналистики включает в себя основы продюсерской деятельности, графики, и даже создания мультипликационных фильмов.

    Планируется также создать детский садик, в котором параллельно с учебой студенты смогут приобретать практические навыки.

    Все наши программы аккредитованы в Великобритании, поэтому выпускники получают свидетельство, сертификат специалиста и диплом британского образца, а также диплом УМД и диплом Кыргызстана.

    Иностранцы думают, что «развод» зачетов – это кыргызская традиция

    Недавно мы встречались с представителем Европейской комиссии, он из Пакистана. И когда заговорили о коррупции в вузах, он сказал: «У нас в Пакистане много всякого негативного в образовании, но такого явления, как «покупка» экзаменов и дипломов, о которых мне так много говорили здесь, у нас нет. Это ваше, кыргызское явление». На самом деле это достаточно распространенное в постсоветских странах явление, но в советский период оно не было столь явным, поскольку, с одной стороны, преподавательский труд достойно оплачивался, а с другой – преподаватель-коррупционер не чувствовал себя в безопасности: взятка могла стоить ему карьеры. И тем не менее брали, с опаской, не всегда деньгами, но брали.  

    Мы продолжаем страдать от того, что линии интеллектуального и этического развития не пересекаются: человек может быть умным, но при этом колоссальным подлецом. Меня привлекает теория профессора Гарвардского университета Уильяма Перри, который в основу педагогики закладывал постоянное отслеживание этического и интеллектуального уровня студента. При этом в равной степени значение имеют и интеллект, и этическая сторона личности. Когда эти две категории соединяются, формируется полноценная личность, обладающая чувством ответственности, – это то, чего нам так не хватает. Беда Кыргызстана в том, что даже у ряда наших руководителей нет ответственности, что уж говорить о вчерашних школьниках! Вдумайтесь, ведь работать таксистом можно и без диплома. Если человек приходит в вуз не для того, чтобы учиться и приобретать конкретные профессиональные навыки, – то это трата времени и денег, которая ничего не дает ни ему, ни обществу. Мне очень жаль, что в Кыргызстане именно корочка от диплома многими моими согражданами воспринимается как пропуск в жизнь. Между тем, заниматься следует не добычей «корочки», а приобретением навыков. Я убеждена, что деньги, вложенные сегодня в качественное образование, обязательно окупятся.

    Поделиться