По данным Государственной кадровой службы в настоящее время в Кыргызстане трудятся 17 тысяч 561 человек на административных должностях в госорганах страны. Из них большую часть на старших и главных должностях занимают люди старше среднего возраста.
Статс-секретарь Государственной кадровой службы (ГКС) Бактыбек Сагынбаев в интервью K—News рассказал, что это связано с тем, что молодые люди не могут поступить на старшие административные должности сразу после окончания вуза, не имея соответствующего опыта работы, что, в свою очередь, уменьшает количество желающих посвятить себя госслужбе.
В настоящее время ГКС совместно с парламентским Комитетом по регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике разрабатывают проект Кодекса о государственной службе, в котором предлагается ряд нововведений.
«Действующее законодательство Государственной службы берет начало с принятия закона о государственной службе в 2004 году, и уже в 2005-2006 годы появилась необходимость модернизации действующих законодательных актов. Поэтому было принято решение разработать новый закон о государственной службе, который снимал бы все вопросы и шероховатости действующего закона. Мы хотели привести все нормативные акты в соответствие с Конституцией и улучшить некоторые моменты, которые, как мы уже увидели на практике, нужно было исправить. В 2010 году было принято решение разработать Кодекс о государственной службе, который бы включал все нормативные акты, которые курируют систему госслужбы», — рассказал Бактыбек Сагынбаев.
По его словам, Кодекс предусматривает унифицирование прохождения и поступления граждан на госслужбу, усиление гарантий для госслужащих и их ответственность. В новом документе предусмотрено введение раздела этики госслужащих, модернизация и оптимизация системы госслужбы.
Кроме этого в новом Кодексе государственной службы предусмотрены рычаги для привлечения молодых специалистов.
«Действующий закон дает равные права всем желающим поступить на госслужбу при определенном гражданстве, возрасте и опыте работы. Однако в некоторых ведомствах из-за отсутствия младших административных должностей на службу не принимают без соответствующего стажа. В новом Кодексе мы прописываем, что все госорганы обязаны принимать на младшие должности молодых специалистов без определенного стажа. Таким образом молодые управленцы получают возможность поступить на госслужбу», — пояснил Бакыт Сагынбаев.
Он также рассказал, что в разрабатываемом документе предусматривается возможность быстрого карьерного роста путем отмены конкурса внутри одного ведомства для перехода с одной должности на более высокую при наличии требуемого опыта и качеств.
По словам статс-секретаря ГКС, иногда, когда один служащий увольняется или уходит на пенсию, у госоргана есть подходящее лицо для замены, однако по закону нужно объявлять конкурс. В таком случае ведомство теряет время, поэтому «эта возможность нужна не только одному человеку, но всему органу, поскольку работа не должна стоять».
«Для привлечения молодых специалистов на государственную службу в Новом кодексе мы также предлагаем возможность повышения квалификации, как в наших вузах, так и за границей для того, чтобы они получали новые знания и навыки. Кроме этого мы разрабатываем новую систему оплаты труда госслужащих, которая должна быть, если не выше, то, по крайней мере, не ниже оплаты труда специалистов ведущих коммерческих компаний, банков и различных фирм для того, чтобы госслужба была привлекательной и в материальном плане», — сообщил статс-секретарь.
В конце разговора Бакытбек Сагынбаев подчеркнул, что в последние годы, после введения конкурсной основы, в стране наблюдается небольшая, но устойчивая тенденция роста поступления на госслужбу молодых кадров. Он отметил, что задача ГКС усилить эту тенденцию, поскольку стране «нужны молодые управленцы, которые принесут с собой новые знания и владение технологиями».
Однако эксперт по государственному устройству Шерадил Бактыгулов считает, что приход молодых кадров ничем не поможет в развитии госслужбы до тех пор, пока не будет изменена сама система государственной службы.
«Идеальной системы государственного управления в принципе не существует ни в одной стране мира, а самая слабая сторона госслужбы в Кыргызстане – это то, что наши руководители министерств и ведомств имеют право назначать и увольнять своих подчиненных. Почти каждый руководитель при поступлении на новую службу меняет до 80 % штата по признаку личной преданности или заинтересованности. Поэтому молодые кадры ничего не изменят, если они не будут иметь возможности оставаться на этой службе и работать, приносить пользу», — отметил в интервью K—News Шерадил Бактыгулов.
В свою очередь будущие госслужащие полагают, что причины проблемы кроются в нехватке политической воли и опыта. Магистрант 2-го курса Академии управления при президенте Расул Тулеев в интервью K—News поделился мыслями о том, что на госслужбу, в основном, идут не из-за зарплаты, а из-за привилегированности. Поэтому будущий чиновник считает, что нужно провести переаттестацию всех сотрудников, чтобы оставить самых достойных, а также дать больше воли и возможностей личного роста молодым управленцам.
«Я думаю, нынешняя непрестижность госслужбы связана с системным кризисом, неверной концепцией, при этом проблема есть только в госслужбе, но и во всех бюджетных структурах. Я считаю, что у нас вполне хватает резервов, чтобы задать правильное направление государственной службе. Для этого, может быть, не хватает политической воли или опыта — такого, как в Америке или Англии. Они ведь столетиями строили свое государство, поэтому, может быть, путем проб и ошибок мы найдем свой путь развития и достигнем успеха», — считает Расул Тулеев.
Будущий госслужащий рассказал, что видит себя в кресле министра или премьер-министра и мечтал об этом с детства, ради чего и собирается посвятить свою жизнь госслужбе.