В конце мая Всемирный банк в своем докладе «Налаживании связей в целях повышения конкурентоспособности 2012: Торговая логистика в глобальной экономике» привел рейтинг стран по эффективности торговой логистики. В нем Кыргызстан занял 130 место из 155. Лидирующую же позицию в этом списке занял Сингапур.
Для лучшего понимания экономической свободы, Центральноазиатский институт свободного рынка (CAFMI) посоветовал обратиться к 10 критериям, на основе которых определяется индекс экономсвободы стран мира:
1. Свобода бизнеса. Правовые рамки позволяют легко и быстро открыть, вести и закрыть бизнес.
2. Свобода торговли. Отсутствуют таможенные пошлины, нетарифные барьеры сведены к минимуму.
3. Монетарная свобода. Отсутствует контроль цен и необеспеченное увеличение денежной массы.
4. Государственные расходы. Чем ниже госрасходы, тем лучше. В идеале госрасходы не превышают 15-17 % от ВВП.
5. Фискальная свобода. В основном характеризуется низкими налогами, не превышающими в совокупности 15-17 % от прибыли.
6. Защита прав частной собственности. Государство обеспечивает защиту прав частной собственности и не допускает, в том числе со своей стороны, нарушения этих прав.
7. Свобода инвестиций. Отсутствие барьеров для притока и оттока инвестиционного капитала. Физическим и юридическим лицам разрешается перемещение своих ресурсов внутри и между странами без каких-либо ограничений.
8. Финансовая свобода. Отсутствие государственного контроля и вмешательства в финансово-банковский сектор.
9. Свобода от коррупции. Коррупция разрушает экономическую свободу путем привнесения ненадежности и неопределенности в хозяйственные отношения. В странах с высоким уровнем экономической свободы наблюдается низкий уровень коррупции, поскольку устраняется первопричина коррупции – зарегулированность экономики.
10. Свобода труда. Основой трудовых отношений является контракт, а не Трудовой кодекс.
В CAFMI считают, что исследования указывают на прямую корреляцию: доходы стран с высоким уровнем экономической свободы в 5 раз превышают доходы государств с низким ее уровнем. Это объясняется тем, что в большинстве случаев предприниматели лучше чиновников знают, как эффективно развивать свои предприятия. В рыночной экономике информация рассеяна среди всех участников рынка и не может быть собрана в одном централизованном органе. Таким образом, лучшее, что может сделать государство, – это обеспечить прозрачные и понятные правовые рамки для того, чтобы рыночные механизмы могли полноценно работать.
«Улучшение экономической свободы предполагает устранение государственных барьеров и сокращение функций и полномочий власти. Следует четко понимать, что для руководства Сингапура, в условиях полного отсутствия природных ресурсов и ограниченности территории, последовательное улучшение показателей экономической свободы было единственным путем к процветанию. При наличии природных или иных ресурсов Сингапур, скорее всего, стал бы одной из многих авторитарных и коррумпированных стран», — отмечено в сообщении.
В качестве примера стран с успешным развитием Центральноазиатский институт свободного рынка привел для Кыргызстана Австралию, Новую Зеландию, Швейцарию, Канаду и Эстонию. Эти страны имеют парламентскую форму правления, которая способствует плюрализму мнений и сохранению политических свобод. При этом вышеперечисленные страны имеют высокие показатели экономической свободы, которая обеспечивает необходимый уровень доходов граждан этих стран и конкурентоспособность на глобальном уровне.