«Государство задним числом оставило не у дел владельцев китайских грузовиков»

Автор -
360

Постановление правительства от 8 августа 2011 года № 454 вызвало нешуточное противостояние между грузоперевозчиками с одной стороны и правительством и строителями автодорог с другой. Что интересно, к данному постановлению отсутствует справка-обоснование, так называемый анализ регулятивного воздействия, из которого мы должны были бы узнать ответ на вопрос «Почему?»

Правительство приводит аргумент, что именно из-за китайских самосвалов «Howo» разрушаются автомобильные дороги, которые не рассчитаны на такую грузоподъемность. Вроде по дорогам Бишкека такие большегрузы не ездят, но, тем не менее, они разбиты хуже, чем трасса Бишкек-Ош. Может, дело не в грузовых автомашинах, а в качестве дорожного строительства?

Без китайских самосвалов никак

У этой проблемы, как и у медали, две стороны. С одной стороны действительно есть вероятность, что большегрузные машины разрушают дороги, но с другой стороны эти машины доказали свою экономическую эффективность. Посудите сами, цена доставки груза из Бишкека в Ош на «Howo» стоит 2 сома за 1 килограмм. На «КАМАЗе» и других грузовых автомобилях — 4-5 сомов за 1 килограмм. Грузоподъемность «Howo» — 25 тонн (по техпаспорту) при собственном весе в 12 тонн, «КАМАЗа» — 12 тонн при своих 9. И тот, и другой потребляют по 40-45 литров дизтоплива при полной загрузке. При этом кто больше приносит вреда асфальтобетону: дама на шпильках или борец сумо на лыжах — вот в чем вопрос. Ведь если брать нагрузку на ось, конечно «КАМАЗы» в выигрыше, но без учета диаметра и ширины шин.     

В начале и сами водители были рады введению ограничения в весе, поскольку было очевидно, что перегружать машины владельцам самим невыгодно из-за больших расходов на износ, исчезнут машины, перевозящие по 40-50 тонн, цены на перевозки нормализуются и так далее. Но постановление получилось как в поговорке «заставь дурака богу молиться, он голову расшибет».

Согласно данному постановлению грузы должны возить «почти маршрутки», грузовики с прицепом с небольшим грузом, которые зимой вообще встанут, а зима на перевале суровая и долгая. А «Howo» проходит там, где застревают автопоезда с прицепами и «КАМАЗы».

Государство задним числом оставило не у дел владельцев китайских грузовиков. По сути, они такие же инвесторы, которые вложили 50-60 тысяч долларов в свои автомобили и никак не могли учесть риски, что государство запретит использовать такие машины. Как же им быть? Государство не будет их выкупать, а владельцы не смогут никому продать эти машины.

Транспортировка мелкими партиями невыгодна поставщикам

Кыргызстан — страна без морских и речных путей. Юг страны является дорожным тупиком. Из-за особенностей южных соседей железнодорожные перевозки стали уже невозможными, дорогими и долгими. В настоящее время единственная стратегическая дорога Бишкек-Ош – это, без преувеличения, дорога жизни как при блокадном Ленинграде. 90 % грузов на юг доставляется по этой трассе, и это главное ее предназначение. Не для выставки же она построена!

При перевозке с нынешними ограничениями, «маленькими порциями», стоимость товаров народного потребления на юге и на севере взлетит, будут постоянные перебои с обеспечением юга, особенно зимой. Это нововведение повлияет на товарооборот и инфляцию не в лучшую сторону. Хотя, по слухам, все эти большегрузные машины сейчас проезжают КПП с весами за взятку в 1,5-3 тысячи сомов. 

Опять же уголь из Кара-Кече и Таш-Кумыра как будут возить? Только на большегрузах. На «КАМАЗах»  и других машинах такой уголь станет поистине золотым. С ростом потребления нерентабельно возить грузы маленькими партиями на дальние расстояния через сложные перевалы.

Большой перегруз наблюдается на перевале Долон, где машины едут уже по 60-70 тонн. Вот там нужно пристальное внимание со стороны государства. Именно на этом участке трассы наблюдается «гармошка», которую в южном направлении увидишь редко, поскольку полученный из Китая груз сортируется и дробится на более мелкие партии.

На стратегических маршрутах, таких как Бишкек-Ош, необходимо дорожное покрытие повышенной прочности. Средства же для строительства и восстановления дорог взимать с большегрузов. Те, кто превышает норму, должны платить в двойном или тройном размере, иначе мы получим разбитые дороги, тысячи обанкротившихся водителей авто, новые коррупционные риски на КПП, дополнительные расходы для бизнеса, высокие цены на товары для населения, и, как следствие, — новое социальное напряжение.

Поделитесь новостью