Такое утверждение содержится в материале российского информационного агентства REGNUM, который был опубликован сегодня, 28 июня. K—News приводит текст статьи полностью.
К концу июня Кыргызстан может вновь вступить в зону политической турбулентности. Виной тому – возможный роспуск правительства. Кабинет министров призывают разогнать депутаты республиканского парламента. По последним данным за отставку уже собрано 58 подписей парламентариев. Этого вполне достаточно, чтобы вынести данную инициативу на обсуждение парламента на внеочередной сессии 29 июня.
Обвинение
Противники нынешнего кабинета министров среди прочего обвиняют правительство в следующих грехах:
— ухудшение экономических показателей (низкий ВВП, рост госдолга, недостаточные поступление финансовой помощи из-за рубежа)
— отсутствие прогресса в социальной сфере (высокий уровень бедности, низкая зарплата бюджетников и т. п.)
— прогнозируемые низкие сборы урожая этой осенью
— рост цен на стройматериалы
Действующие лица
Сторона обвинения
Имя главного инициатора пока неизвестно. В СМИ с призывами отправить нынешний состав кабинета министров Кыргызстана «куда-подальше» выступают главным образом члены парламентских фракций партий «Ата Мекен» и «Ата-Журт», «Ар-Намыс». По неподтвержденным данным, процесс по сбору подписей запустил лидер «Ата Мекен» Омурбек Текебаев. По словам «атажуртовца» Ахматбека Келдибекова, «инициатором сбора подписей выступила фракция «Ата Мекен», потом присоединились отдельные депутаты из разных фракций». Любопытно, что среди инициаторов единства нет – упомянутый выше Ахматбек Келдибеков сначала подпись поставил, затем передумал и отозвал, заявив «и от кого из депутатов я еще не услышал причин, почему нужно отправлять в отставку правительство. Вот мы выходили на митинг, у нас были цели и задачи. Должны же быть цель и задача данной инициативы! Если депутаты обоснуют свое решение, тогда нужно обсудить вопрос».
Сторона защиты
Против вынесения вотума недоверия, естественно, осторожно выступают члены партий «Республика» и СДПК. Интерес первых вполне понятен, если роспуск правительства свершится – свои посты потеряют не только несколько министров-«республиканцев», но и премьер Омурбек Бабанов, являющийся по совместительству лидером партии «Республика».
Слабее протестуют члены президентской партии СДПК – причина вялости депутатов точно не известна, но, не исключено, что причина может заключаться в том, что лидер партии – президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев пока внятно не заявил свою позицию по вопросу «быть правительству или не быть».
СМИ
Проследив за работой кыргызстанских СМИ можно заметить интересную закономерность – параллельно идет реализация двух медиапроектов, один – «за», второй, соответственно – «против». Количество агитстатей примерно равное, размещение – в соответствующих по политической ориентации СМИ. Местные телеканалы заняли в основном нейтрально-консервативную позицию. Защитники правительства не столько защищают министров, сколько плотно критикуют парламент в целом.
НПО, НКО и т.п.
Неправительственные организации, различные молодежные движения и не попавшие в парламент партии в большинстве своем отмалчиваются и предпочитают происходящее не комментировать. Небольшая часть активно правозащитнико-политиков, участвующих в политическом процессе, традиционно занимают критическую позицию.
Внешние игроки
Хранят молчание. Никто из представителей зарубежных стран публично позицию по поводу отставки не обозначал.
Процесс
Для вынесения вопроса о вотуме недоверия на рассмотрение парламента было необходимо собрать 40 подписей, инициаторы собрали 58. Теперь самое интересное будет происходить на внеочередной сессии парламента 29 июня. Чтобы вынести вотум, «за» должно проголосовать более половины парламента, т. е. как минимум 61 депутат. Если это произойдет, судьба правительства Омурбека Бабанова окажется в руках президента Алмазбека Атамбаева. Глава государства будет решать – либо разогнать кабинет министров, либо сохранить его. Согласно Конституции Кыргызстана, повторно вопрос о недоверии правительству депутаты смогут рассмотреть не ранее чем через шесть месяцев.
Причины
Что стоит за инициативой депутатов? Озвученные в адрес правительства обвинения можно оценивать как предлог для передела власти в стране. Объективно – низкие экономические показатели прогнозировались и озвучивались независимыми экспертами еще в начале года, ничего неожиданного в скверном состоянии кыргызстанской экономики нет.
Значительное влияние на нынешнее положение дел оказали события вокруг золотодобывающего рудника «Кумтор», деятельность которого обеспечивала около 15 % ВВП республики. С начала года рудник регулярно подвергался атакам ряда политических сил, ведомых некоторыми парламентариями оппозиционного толка. Одно перекрытие дорог сменялось другим, депутатские комиссии под предлогом заботы об экологии требовали повысить отчисления средств как в бюджет страны, так в собственный карман. Неблагоприятные внешние факторы наложились на объективное (и заранее спрогнозированное) ухудшение работы рудника – богатые золотом руды сменились на бедные.
Как результат – падение добычи, налоговых отчислений, растущий дефицит бюджета и снижение темпов экономического роста (ВВП промышленного сектора упал на 40 %, обрабатывающей промышленности на 43 %, экспорта – на 14 % – прим. ИА REGNUM).
Возможные последствия
Отставка кабинета министров может привести к следующим последствиям:
1. Резкое усиление политической борьбы и очередной передел власти
2. Перераспределение денежных потоков
3. Ослабление центральной власти на местах
4. Риск перехода рисков из латентного состояния в острую форму
5. Срыв туристического сезона 2012 года вследствие дестабилизации
Рассмотрим подробнее:
1. Резкое усиление политической борьбы и очередной передел власти (гарантированно)
Критикуя нынешний состав правительства депутаты и их сторонники ни разу не назвали альтернативный состав кабинета министров. Из этого можно сделать вывод — либо проекта как такового нет вообще и критика используется не как средство для достижения результата, а как инструмент для саморекламы, либо альтернативный состав еще не согласован между заинтересованными сторонами. Ранее все подобные процессы приводили к затяжному торгу за посты и преференции, в ходе которого участники не раз меняли политическую ориентацию, порой предавая союзников. Деятельность министерств и ведомств будет частично парализована как в ходе торгов, так и в течение 2-3 недель после назначения новых министров.
2. Перераспределение денежных потоков (гарантировано)
Абсолютно естественный для республики процесс, сопровождающий любую смену власти в Кыргызстане. Чаще всего некоторые новые министры и главы госагентств отменяют старые контракты и заключают новые, с аффилированными фирмами.
3. Ослабление центральной власти на местах (вероятно)
Политики и чиновники занимаются перераспределением постов и финансовых потоков в столице, министерства и ведомства парализованы – регионы остаются без контроля и поддержки из центра. Как следствие – очередное усиление сепаратистских тенденций и обострение ряда рисков – см п. 4.
4. Риск перехода рисков из латентного состояния в острую форму (вероятно)
Инициаторами не озвучены меры по профилактике некоторых рисков от смены правительства. До окончания «переходного периода», связанного с восстановлением дееспособности исполнительной ветви власти, могут обостриться проблемы сепаратизма, противостояния на религиозной и межэтнической почве, активизации террористов, заморозки реализации инфраструктурных проектов «до лучших времен».
5. Срыв туристического сезона 2012 года вследствие дестабилизации (вероятно)
Население Кыргызстана пребывает в прямой зависимости от степени успешности летнего туристического сезона, особенно это касается жителей Иссык-Кульской области. Политическая дестабилизация традиционно негативно сказывается на потоках туристов из ближнего и дальнего зарубежья, которые остро реагируют на риски. Срыв сезона нанесет удар и республиканскому бюджету, который и без того находится в жестком дефиците.
Скорый положительный эффект от смены правительства менее вероятен. Инициаторы вотума недоверия не предложили ни альтернативного состава кабинета министров, ни альтернативной программы действий. При таком подходе рассчитывать на улучшение экономической ситуации или потепление на внешнеполитической арене не приходится.
Смена табличек на кабинетах министров не гарантирует автоматического наступления «светлого будущего». Учитывая, что на вакантные места в правительстве претендуют уже неоднократно проявлявшие себя на ниве госуправления люди, более вероятным становится вариант «те же яйца, только в профиль».
Чтобы поднять экономику республики, победить коррупцию и наладить крепко испорченные отношения с зарубежными партнерами потребуются не месяцы, а многие годы трудной работы. Пока что ситуация в стране выглядит иначе – правительство и работает и отбивается от атак, депутаты, вместо выработки наилучших решений для страны, прикрываясь популизмом, увлеченно борются за власть и деньги.