Райхан Карагулова: «Педагоги-музыканты получают очень мало, и поэтому у них нет стимула к преподаванию»

Автор -
384

    Скрипачка Райхан Карагулова, которая много лет живет и работает за рубежом, на днях приехала на родину, в Кыргызстан. В интервью KNews она рассказала о том, что собирается провести для юных кыргызстанских музыкантов мастер-классы и принять участие в форуме соотечественников «Мекендештер».

    Райхан Карагулова в 1981 году окончила Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат имени Абдраева и уехала учиться в Москву. После успешного окончания консерватории имени Чайковского ее пригласили работать в Японию. Сейчас она живет и работает в Австрии.

    Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили приехать в Кыргызстан и принять участие в форуме соотечественников?

    Я собиралась приехать в Кыргызстан еще до того, как узнала о проведении форума. Мы с мужем на протяжении многих лет сотрудничаем с музыкальной школой имени Абдраева, и в этом году мы собирались приехать в Кыргызстан для того, чтобы провести мастер-классы для учеников этой школы. И тут я узнала, что пройдет форум. Конечно, мне стало интересно познакомиться и пообщаться со своими соотечественниками, которые живут за рубежом. Посмотреть, какие существуют возможности создания совместных проектов для помощи нашей родной стране.

    Как именно Вы поддерживаете школу? Что подвигло Вас на это?

    С этой школой связано мое детство и моя судьба. Через нее я приобщилась к классической музыке, и я хочу, чтобы, несмотря на все экономические кризисы, она не распалась, чтобы у талантливых ребят был стимул к обучению.

    С 28 июля по 1 августа мы с мужем – он тоже скрипач, проведем мастер-классы для 15 учеников этой школы. Надеюсь, что в следующем году нам удастся привезти с собой также преподавателей из Европы. Главная проблема – это создать условия для их пребывания здесь. Уже в этом году несколько преподавателей из Швейцарии высказали желание приехать, чтобы на бесплатной основе обучать кыргызстанских ребят. Но, к сожалению, у нас возникли сложности с обеспечением места их проживания здесь.

    Каждый год мы также проводим конкурс для учеников. Все ребята, которые хотят показать свои таланты, могут принять в нем участие. На протяжении 14 лет этот конкурс спонсировал один японский благотворительный клуб, а сейчас нас поддерживает меценат из Швейцарии.

    Мы оказываем нашу минимальную поддержку, чтобы дети не пали духом и не перестали заниматься.

    Что изменилось с тех пор, как Вы сами учились в этой музыкальной школе?

    Когда я училась в этой школе, с 1973 по 1981 года, у нас не было проблем с инструментами – у каждого был свой. Условия занятий были хорошими, у нас был концертный зал, где не протекала крыша. А несколько лет назад на один инструмент приходилось по несколько детей, иногда смычков на всех не хватало и ребятам приходилось ждать, когда закончит заниматься другой.

    В годы моей учебы, живя в Москве, я приехала в Бишкек и решила пойти позаниматься в свою школу. У меня заболела душа, когда я туда вошла – школа была в ужасном состоянии. У некоторых инструментов даже струн не хватало, соответственно, ребенок не мог узнать, как же на самом деле звучит произведение, которое он исполняет.

    В последний раз я была в школе в октябре прошлого года. Наконец-то, там закончился ремонт. Но, честно говоря, она стала лишь немного чище, а в общем, состояние не намного улучшилось.

    Вы знаете, как работает система музыкального образования в развитых странах. Что, на Ваш взгляд, является самой большой проблемой в этой сфере в Кыргызстане?

    Педагоги-музыканты получают очень мало, и поэтому у них нет стимула к преподаванию. Учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь дети, особенно талантливые, очень чуткие. Во многих европейских школах именно поэтому есть психологи. Хотелось бы, чтобы и в Кыргызстане к каждому ученику искали индивидуальный подход. Это полностью зависит от преподавателей, а они, в свою очередь, зависят от заработной платы.

    Если учителям создать хорошие условия работы, и ребятам будет лучше. В школе имени Абдраева не было даже учительской комнаты, где бы преподаватели могли отдохнуть, попить чай. Мы им подарили холодильник и микроволновую печь, а их поставить даже некуда.

    Конечно, хотелось бы, чтобы у преподавателей была также возможность совершенствовать свои умения. Надеюсь, что со временем эти проблемы решатся.

    Что бы Вы пожелали молодым музыкантам?

    Пробудить в детях любовь к музыке – сложная работа. Я благодарна своим учителям, за то, что они смогли это сделать, и поэтому желаю всем детям, чтобы у них были такие же хорошие педагоги. Если вложить в детей много сил, то будущее наше будет лучше и светлей.

    Поделиться