Об этом сегодня, 14 августа, K-News сообщил политолог Марс Сариев.
«Решения фракций «Ата Мекен» и «Ар-Намыс» выразить вотум недоверия правительству, а СДПК — рассмотреть этот вопрос, ставит президента страны перед серьезным выбором.
Судьба Кыргызстана будет зависеть от решения Алмазбека Атамбаева. Приняв отставку правительства, он успокоит политических лидеров страны, но Кыргызстан продолжит путь регресса, пойдя же по пути роспуска парламента, президент ускорит развитие Кыргызстана, но это может вызвать дестабилизацию общества», — сказал Марс Сариев.
Как пояснил политолог, отставка правительства фактически означает, что старая политическая элита останется у руля власти. Что же касается роспуска парламента, который последует в случае, если Алмазбек Атамбаев несколько раз отклонит предложения Жогорку Кенеша, то это чревато митингами, дестабилизацией ситуации в стране, которую могут подогреть обиженные политики. Но в будущем лицо парламента может измениться, поскольку появится возможность сформировать новый Жогорку Кенеш, произойдет очищение истеблишмента.
«Психология наших политических элит не созидательная, а потребительская. Если не последует перелома, то следующей жертвой может стать Алмазбек Атамбаев, ведь он тоже может уйти в отставку, и он это понимает. С другой стороны, ситуация может осложниться, если СДПК и «Республика» упрутся, тогда это выльется в противостояние севера и юга. Масло в огонь подольет и традиционное обострение экономической ситуации в стране, повышение цен на нефть, ГСМ приведет к дефициту рабочих мест в России, вернутся наши мигранты и выйдут на митинги. В общем, президенту предстоит сделать нелегкий выбор», — добавил Марс Сариев.
По словам политолога, главная причина того, что на Омурбека Бабанова ополчился весь Жогорку Кенеш, в том, что премьер-министр не пошел на поводу у парламента. Жогорку Кенеш ожидал от него распределения ресурсов, умелого лавирования между политическими элитами.
«Однако глава правительства избрал самостоятельный путь, поскольку, видимо, понимал, что распределение таких бюджетообразующих предприятий как, к примеру, «Кыргызнефтегаз», чревато для экономики страны. Еще одним результатом нынешней ситуации стало обычное невезение. Омурбек Бабанов возглавил правительство Кыргызстана в неблагоприятный момент, в период, когда мировая экономика находится в кризисном состоянии, снижаются урожаи зерна, растут цены на нефть и, соответственно, ГСМ. Все это сильно отражается на экономике Кыргызстана», — пояснил Марс Сариев.
Как добавил политолог, еще одной причиной накала ситуации в отношении Омурбека Бабанова может быть просчет.
«Я думаю, правящей коалиции выгодно самой устроить миникризис, чем отдавать флаг «Ата-Журту», потому как самокритика выбивает оружие у противника, а главным оппозиционером в парламенте является «Ата-Журт». Кроме того, нашими политиками движет инстинкт самосохранения. Кыргызстан ждет тяжелая осень, поэтому нужно поскорее найти громоотвод, того, на кого можно повесить все свои ошибки, промахи», — уточнил Марс Сариев.
По словам политолога, дальнейшее развитие ситуации также во многом будет зависеть от внешних партнеров Кыргызстана – России и Казахстана. Кремль прохладно относится к Омурбеку Бабанову. Это было заметно во время визита нашего премьер-министра в Москву.
«Любое государство заинтересовано в ослаблении других государств, которые будут лоббировать их интересы. Поэтому им нужна покладистая фигура, которая не могла бы проводить самостоятельную политику, продвигать национальные интересы. А Омурбек Бабанов проводил свою независимую политику, потому со стороны Кремля ответ в отношении его кандидатуры очевиден», — заключил Марс Сариев.
Напомним, для вынесения вопроса о вотуме недоверия на рассмотрение парламента необходимо собрать 40 подписей. Чтобы вынести вотум, «за» должны проголосовать более половины депутатов парламента, то есть, как минимум 61 депутат. Если это произойдет, судьба правительства Омурбека Бабанова окажется в руках президента Алмазбека Атамбаева. Согласно конституции Кыргызстана, повторно вопрос о недоверии правительству депутаты смогут рассмотреть не ранее чем через шесть месяцев.