Такое мнение сегодня, 27 августа, на круглом столе «Правительство КР 2.0» в Бишкеке выразил политолог и глава аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев.
По его словам, в настоящее время никто, даже президент, не знает, кто станет следующим премьер-министром Кыргызстана.
Эксперт в своей статье описал 5 вариантов, по которым президент страны Алмазбек Атамбаев может выбрать нового премьер-министра.
«У парламента, тех фракций, которые войдут в коалицию и будут формировать правительство, у президента, который не может не быть заинтересован в формировании сильного правительства, есть, по сути дела пять вариантов выбора или пять логик.
Начать можно с самого очевидного, самого «демократичного» способа подбора премьер-министра: путем «мягкого», рейтингового голосования. Достаточно включить в список для голосования все предлагаемые, причем не только депутатами-членами фракций, входящих в коалицию, кандидатуры. Этот способ является, несомненно, формально наиболее соответствующим демократическому духу. Но у него есть и немало недостатков, в том числе один существенный. Премьер-министр в этом случае будет не тот, который нужен стране в данной ситуации, а тот, который политически более проходим. Мы получим премьера, который всех устраивает. И в этом смысле, он будет ровно противоположным тому, который нужен на антикризисный период.
Другой вариант – выдвижение и продвижение на пост премьер-министра очередного молодого и энергичного реформатора, но лишенного недостатков Омурбека Бабанова, это, по сути, улучшенный вариант, «Бабанов-2». Такие люди есть. Но им можно только посочувствовать, если они окажутся в этот момент на этом посту. Степень сложности задач, которые будут стоять перед правительством в предстоящий год, крайне велика. Для молодого политика и руководителя это почти стопроцентный шанс «свернуть себе шею».
Третий вариант – «карманный премьер-министр». Учитывая уже заметную практику «теневого» управления правительством из президентского кабинета, этот вариант представляется наиболее вероятным. Остается только предполагать, что Алмазбек Атамбаев дает себе отчет и в негативных последствиях такого решения. Слабый премьер, премьер-ширма с точки зрения проницаемости протестных настроений и мнений будет прозрачным как стекло. Сам президент в таком случае становится непосредственным объектом критики. И уже не будет возможности списать на плохую работу правительства те проблемы, которые, несомненно, будут в ближайшее время. Вместо карманного премьера отвечать придется самому президенту. А отвечать правительству, скорее всего, придется уже к весне.
Учитывая сложную ситуацию на юге страны и низкую легитимность бишкекской власти у элит и, в целом, населения юга, существует резон назначения на пост премьер-министра авторитетного представителя юга. Таков четвертый вариант – «южный премьер». Это очень активно обсуждаемый вариант. Но у него есть одна проблема.
Существует ли вообще сегодня такой кандидат? Известные южные политики, которые могли бы претендовать, и многие претендуют на этот пост, либо уже достаточно одиозны, либо не пользуются поддержкой юга, либо и то и другое одновременно. На юге есть несколько перспективных кандидатов, но они пока не воспринимаются как безусловные лидеры, либо кажутся неприемлемыми в Бишкеке. То есть подобрать собственно на юге такого человека, назначение которого удовлетворило бы юг и могло снять межрегиональное напряжение – задача непростая, возможно даже неразрешимая на эту минуту. Во всяком случае, если это будет кто-то из нынешнего окружения президента, то он, скорее всего, не получит поддержки южан.
И наконец, пятый вариант – который можно условно назвать «кыргызский Примаков». Есть очень много аргументов в пользу того, что в столь непростое время лучше назначить на пост премьер-министра кого-то из государственников-тяжеловесов, кто способен был бы удержать ситуацию, обеспечить стабильность работы систем жизнеобеспечения страны, результативную работу правительственной команды.
Выбор одного из этих пяти вариантов предполагает соотнесение их с объективными особенностями предстоящего периода, теми вызовами и рисками, которые стоят перед страной сегодня и завтра. Это означает, что правительство и его глава должны обладать некоторыми специфическими, необходимыми именно для выполнения задач этого периода качествами», — отмечено в статье эксперта.