Почему хирургическая маска обходится кыргызскому правительству в 4,63 доллара, тогда как ООН она стоит 0,87 доллара? А анализ на ВИЧ-инфекцию, за который правительство платит 547 долларов, а ООН – лишь 20 долларов? Об этом пишет eurasianet.org.
Иностранные доноры зачастую не решаются давать деньги правительству Кыргызской Республики из опасения, что большая их часть будет растрачена и пущена на иные цели. Недавно поступившие данные по одному международному проекту помощи, судя по всему, лишь подкрепляют эти опасения. Речь идет о программе содействия по линии Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, потратившего в Кыргызстане с 2003 года 62 млн долларов.
В период с 2003 по конец 2010 года большая часть денег Глобального фонда поступала напрямую правительству Кыргызстана через Республиканский центр «СПИД» при министерстве здравоохранения. В феврале 2011 года Глобальный фонд, сославшись на опасения в связи с расходованием выделяемых средств, принял решение осуществлять финансирование своих программ по линии Программы развития ООН (ПРООН). Этот шаг, сэкономивший Глобальному фонду по меньшей мере миллион долларов, вызвал акции протеста у зданий отделений ООН в Бишкеке, а по меньшей мере один чиновник ООН сообщил о поступлении в его адрес анонимных угроз.
Донорские организации подозревают, что разница в ценах на товары медицинского назначения объясняется мошенничеством в сфере поставок, и указывают на непрозрачные импортные операции на процветающем фармацевтическом рынке республики.
Зависимость Кыргызстана от программ помощи отнюдь не является поводом для гордости ни для властей страны, ни для ее зарубежных покровителей. По оценкам минфина, опубликованным агентством K-News, в нынешнем году иностранные денежные гранты покроют 113 млн из основного текущего бюджета республики, составляющего 2 млрд долларов. По оценкам этого ведомства, доноры предоставят еще 229 млн в виде грантов и льготных займов в государственный инвестиционный фонд, управляющий почти всеми инфраструктурными проектами страны. Правительства также лелеет надежды на неоднократно обещанный грант в размере 107 млн. долларов из стабфонда возглавляемого Россией ЕврАзЭС.
Другие доноры, в частности правительства отдельных зарубежных стран и агентства ООН, оказывают республике дополнительное опосредованное содействие в форме технической помощи, обучения и предоставления товаров и различной техники. Ведающее вопросами развития ведомство правительства США, а именно Агентство США по международному развитию, намерено направить в 2012 году на подобные проекты в Кыргызстане 47 млн долларов.
Как кандидат на оказание прямой бюджетной поддержки Кыргызстан представляется проблематичным претендентом. По данным антикоррупционной наблюдательной организации Transparency International, республика занимает 126 место в списке из 146 стран по открытости бюджета.
Работники международных гуманитарных агентств, отвечая на вопросы EurasiaNet.org на данную тему, просили не называть их фамилий, опасаясь санкций со стороны руководства либо политической реакции государственных партнеров. Многие из них полагают, что донорские программы, напрямую субсидирующие деятельность правительства, являются напрасным расточительством и могут подорвать процесс реализации столь необходимых политических и структурных реформ. Сторонники же оказания прямого содействия считают, что «признание» проблем и наличие соответствующих ресурсов на их решение заставят правительство измениться.
По словам одного высокопоставленного эксперта по международной торговле, финансируемый Азиатским банком развития проект совершенствования ситуации в сфере торговли в размере 7,5 млн долларов является настоящей «катастрофой». «Должностные лица затягивают процесс, заставляя буксовать реформы, одновременно организуя на стороне увод средств через субподряды и выплаты в виде зарплат. Проходят годы, а воз и ныне там», – поведал этот эксперт EurasiaNet.org.
С аналогичными проблемами сталкивается и Всемирный банк. По сообщениям местной прессы, в июле банк потребовал от министерства финансов вернуть 425 тысяч долларов ввиду нецелевого расходования данных средств в ходе реализации проекта по обеспечению населения питьевой водой.
Ни Азиатский банк развития, ни Всемирный банк не ответили в сколько-нибудь разумный срок на неоднократные просьбы EurasiaNet.org о комментарии.
Лишившись прибыльного гранта Глобального фонда, официальные должностные лица, составляющие половину Странового координационного комитета (СКК), упорно пытаются вновь запустить старый механизм финансирования, говорят источники ООН.
На состоявшемся в июле заседании комитета представители ПРООН заявили, что за один год ПРООН удалось сэкономить 1,7 млн долларов путем ухода от работы с местными поставщиками и подрядчиками кыргызского правительства. Республиканский центр СПИДа и государственные медучреждения по лечению туберкулеза и малярии платили в 2009-2010 гг. более 100-процентной наценки на 22 класса медицинских материалов и девять наименований лекарственных препаратов. Как свидетельствуют данные, предоставленные EurasiaNet.org, цены на 13 важнейших наименований, многие из которых являются базовыми (такие как контейнеры для сбора шприцов), были завышены на 300 процентов при приобретении по линии кыргызского правительства. По словам одного из источников в ООН, за восемь лет Республиканский центр «СПИД» перерасходовал по меньшей мере 5 млн долларов из выделенных Глобальным фондом средств.
Представители правительства в СКК отметают сомнения в прозрачности осуществляемых операций, заявляя, что парламент хочет, чтобы вернули финансирование по старым схемам. По словам присутствовавших на заседания, они потребовали поставить этот вопрос на открытое голосование. Представители международных доноров в координационном комитете, все как один являющиеся гражданами Кыргызстана, в ходе последовавшего за этим голосования по большей части воздержались, предпочитая не ставить под удар личные взаимоотношения и не нарываться на политические последствия, публично выступив против линии властей.
Правительство одержало на голосовании победу, и рекомендации СКК были направлены на одобрение в секретариат Глобального фонда в Женеве. А ставки, надо сказать, высоки – Глобальный фонд уже одобрил выделение в ближайшие годы дополнительных 35 млн долларов на борьбу с ВИЧ и туберкулезом в Кыргызстане. Финансируется данный фонд главным образом правительствами зарубежных государств, в частности США и европейских стран.
Минздрав молчаливо признал крах своих усилий по борьбе с ВИЧ/СПИДом и пообещал реорганизовать Республиканский центр «СПИД». Однако в беседе с EurasiaNet.org замминистра здравоохранения Марат Калиев отверг факт нарушений со стороны Центра, а разницу в ценах приписал изменениям на рынке в период с 2010 по 2011 гг. и заявил, что правительство сталкивается со сложностями при участии в международных тендерах. По словам же представителей ООН, хотя ООН и связывают давние взаимоотношения с международными оптовиками, одним этим фактом нельзя объяснить столь огромные расхождения в ценах. Они подозревают, что большая часть розничных наценок объясняется непрозрачным тендерам с местными посредниками.
Некоторые эксперты в области оказания гуманитарной помощи считают, что в проблеме отчасти повинен Страновой координационный комитет.
«СКК должен обеспечивать подотчетность процесса и контроль за расходованием средств, – говорит один высокопоставленный международный эксперт по ВИЧ, знакомый с процедурами Глобального фонда. – На практике же СКК попросту является отражением общества в миниатюре. Члены СКК не избираются в ходе свободного и справедливого голосования. […] Создается ощущение, что управление осуществляется не на благо общества, а скорее в личных корыстных интересах. Так что СКК практически не располагает возможностью осуществлять контроль за использованием грантов, предоставляемых Кыргызстану Глобальным фондом».
«Если правительство не выполняет своих обязательств по уже имеющемуся финансированию, то выделением дополнительных средств проблемы не решить», – добавляет этот эксперт по ВИЧ.