«Проблема развития IT в Кыргызстане – в незнании предмета, а не отсутствии финансирования»

Автор -

В IT отрасли Кыргызстана очень много проблем, но разве проблемы — не двигатели инноваций? Как говорят бизнесмены: «Есть проблема? Реши ее!» Говорят, что IT в республике не развиваются из-за отсутствия финансирования, но это не так.

Нам нужно понять основную причину отставания. Так вот, по моему мнению, основным тормозом развития IT в Кыргызстане, как в частном секторе, так и в масштабах всего государства, является незнание предмета. Лица, принимающие решения, не знают, что такое информационные технологии. А незнание приводит к неправильным решениям и деструктивным действиям.

Человек, принимающий решения, – это чиновник, который на основе полученных еще при СССР знаний пытается что-то решить в настоящее время. Кстати, для обучения основам IT в 2004 году при содействии Японского агентства по международному сотрудничеству (JICA) был создан Национальный центр информационных технологий. Но почему-то наши люди, принимающие решения, не торопятся получать знания. К сожалению, в Кыргызстане нет пока даже журналистов, которые профессионально могли бы освещать сферу IT.

Я очень обеспокоен тем, что будет завтра, поскольку наши учебные заведения тоже не знают, как правильно обучать информационным технологиям. То есть вполне возможно, что завтра мы получим таких же непрофессиональных людей, принимающих решения, каких имеем сейчас.

Я посетил несколько вузов и школ, где разговаривал со студентами и школьниками. В вузах преподают устаревшие предметы, учат уже ненужным языкам программирования. В Бишкеке, например, школа № 5 носит громкое имя национальной компьютерной гимназии. На деле оказалось, что во флагмане школьного IT образования республики нет даже предметов по IT. Школьники поверхностно изучают пакет Microsoft Office, а в компьютерных классах нет Интернета.

Я вижу очень простое решение проблемы – заставить всех перейти с бумажных носителей на электронные для начала в своих организациях и учреждениях. К примеру, школы могли бы внедрить электронные дневники, и родители следили бы за успеваемостью своего ребенка на сайте школы. Аналогичную систему ввести в вузах, чтобы студенты онлайн видели свое расписание и сдавали письменные задания, а оценки и ведомости преподавателей были доступны на сайте университета.

Курс по основам IT должен войти в обязательную программу общеобразовательных школ, а в вузах должны преподаваться прикладные предметы по IT. Например, на экономических факультетах студентам нужно углубленно изучать Excel, SPSS и другое специализированное программное обеспечение. Студенты IT направлений должны в обязательном порядке изучать разработки крупных корпораций, потому что они на данный момент – «законодатели мод» в этой сфере. В идеале вузы должны стать центрами разработок и работать над конкретными IT проектами.

Поделиться