Сегодня, 5 октября, на заседании парламентской фракции «Республика» депутаты рассмотрели законопроект о подушевом финансировании высших учебных заведений.
По словам министра образования и науки Каната Садыкова, сейчас законопроект вызывает в обществе много негативной реакции, поскольку пока нет подробной информации.
«Введение подушевого финансирования подразумевает реформирование бюджетного финансирования, чтобы оно было направлено не на содержание школы и улучшение инфраструктуры, а на оплату услуг, направленных на ученика. Именно для этого и создана школа. Несмотря на то, что в последние годы увеличивается бюджет школ, оборудование не улучшается, условия для учеников остаются на низком уровне. Сумма расходов в целом не улучшает ситуацию, а ухудшает, потому что расходы направлены не на услуги, непосредственно касающиеся ученика», — рассказал Канат Садыков.
Он отметил, что в настоящее время школы в регионах финансируются хуже, чем в больших городах.
По словам министра, при введении подушевого финансирования будет единый бюджет для одного ученика, исходя из чего, и будет составляться общий бюджет школы.
«Затраты везде должны быть одинаковы, независимо от того, находится школа в регионах или Бишкеке. Государство всем гарантирует одинаковые права. Сейчас многие говорят, что подушевое финансирование приведет к сокращению малокомплектных школ в регионах, но это не так. Для школ, где число учеников составляет 100-200 человек, коэффициент будет в 2 раза повышен. В зоне риска окажутся большие школы, рассчитанные более чем на 1 тысячу человек, но в которых учатся 300 или 400 учеников. Есть такие села, где несколько полупустых школ, и чтобы не было больших затрат на полупустые школы, мы хотим объединять их», — пояснил глава Минобразования.
Он подчеркнул, что здания освободившихся школ будут отводиться под пришкольные сады или внешкольные кружки, где могут быть задействованы учителя, которые могут остаться без работы.
Министр заверил, что еще не была закрыта ни одна школа из-за подушевого финансирования, но было предложено органам местного самоуправления рассмотреть возможность объединения наполовину заполненных школ.