Султан Джумакадыров: Досрочный роспуск Жогорку Кенеша возможен

Автор -

    Сегодня, 8 октября, эксперт Султан Джумакадыров поделился с K-News своими соображениями по поводу перспектив роспуска Жогорку Кенеша.

    Насколько возможен подобный вариант?

    Авторитет нынешнего состава кыргызстанского парламента, и без того бывший отнюдь не зашкаливающе высоким, после октябрьских событий у Белого дома упал, как могли бы сказать юристы, «ниже низшего предела». В этих условиях мало кто из избирателей расстроится, если ЖК распустят и выберут что-то более дееспособное. Вопрос в том, насколько это необходимо стране именно сейчас. И ответ на него не так прост, как кажется.

    И каковы же аргументы?

    Аргумент о том, что лучше сохранить нынешний состав депутатского корпуса, куда в бурном 2010-м году попало очень много случайных людей, из опасения, чтобы «не выбрали еще хуже», мы все-таки всерьез рассматривать не будем. Два года назад в парламент рвались десятки новорожденных партий, которые себя ничем еще не успели проявить. Но два года – это уже достаточный срок, чтобы показать электорату – собираешься ты выполнять свои обещания, или нет. Избиратель получил возможность судить о политиках по их делам. А найти среди пяти миллионов кыргызстанцев сотню компетентных и ответственных людей – задача, на наш взгляд, решаемая.

    Для исполнительной власти в Кыргызстане в отношении парламентариев может сработать принцип: от добра добра не ищут. В самом деле, когда еще было так, что президент, премьер и спикер Жогорку Кенеша представляли одну команду и могли помогать друг другу в работе, а не вставлять палки в колеса? А ведь сегодня именно это и произошло. В то же время оппозиция в ЖК после того, как наиболее непримиримые ее лидеры фактически своими руками посадили себя в зиндан, деморализована и разобщена. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», — как бы сказал Владимир Высоцкий.

    Объективно любая политическая неопределенность (а новые выборы всегда усиливают эту неопределенность и увеличивают политические риски) не способствует развитию экономики и притоку инвестиций. В частности, могут притормозить реализацию крупных гидроэнергетических проектов в Кыргызстане российские компании, которые не обязаны разбираться во всех нюансах политической ситуации в нашей стране: «Вот проведете выборы, тогда посмотрим».

    Новые выборы – это неизбежно новое правительство, новые люди со своей командой на важных постах (пусть даже костяк нового кабинета составят прежние министры).

    Да. Все это будет сдерживать экономическое развитие КР. Но есть и иные аргументы. Парламент выбирается на пять лет, и легкими ближайшие пять лет не будут. Может усилиться и внешнее воздействие на государство (напомним, что именно в будущем году должна быть окончательно решена судьба американской авиабазы – Центра транзитных перевозок). Может ухудшиться ситуация в экономике, поскольку вялотекущий мировой кризис продолжается, и даже в Китае, который много средств инвестирует сейчас в Кыргызстан, наблюдается замедление темпов развития народного хозяйства.

    Расклад сил в парламенте сейчас таков, что правительство вынуждено сидеть не между двух стульев даже, а между трех или четырех. Достаточно двум составляющим коалиции просто заявить о выходе из нее, и вся система рушится. При этом мятежным партийцам даже не обязательно как-то обосновывать свой шаг. «А нам не нравится, баба-яга против». И все. Что, собственно, мы и видели совсем недавно, когда в отставку без всякого вотума недоверия был отправлен кабинет Бабанова.

    Если уж случилось так, что в Жогорку Кенеш попали люди, никого, кроме себя не представляющие (они даже из фракций своих норовят убежать), то не лучше ли избавиться от них именно сейчас, когда обстановка в стране более или менее стабильна? И избавиться от партий, не оправдавших доверие электората? Гарантировав правительству возможность проработать без потрясения несколько лет подряд?

    Не лучше ли провести нормальную избирательную кампанию, в результате которой в Жогорку Кенеш пройдут, скажем, три партии, а не пять (напомним, кстати, что по Конституции ни одна из партий не может иметь в ЖК более 60% мест, так что однопартийность нам в любом случае не грозит)? Две партии составят стабильную коалицию, третья им будет оппонировать. Все довольны, и предсказуемость ситуации в государстве обеспечена еще, по крайней мере, на пятилетку.

    Получается, однозначного ответа по поводу того, благо или зло – досрочный роспуск Жогорку Кенеша, не существует?

    И в том, и в другом варианте есть свои плюсы и минусы. Я полагаю, что основные участники политического процесса в Кыргызстане будут определяться в этом вопросе, учитывая результаты назначенных на 25 ноября выборов муниципальных органов власти, которые четко продемонстрируют настроения электората. Тогда и решится, сколько еще времени отмеряно судьбой нынешнему депутатскому корпусу Жогорку Кенеша.

    Поделитесь новостью