В интервью K—News сегодня, 10 октября, столичный градоначальник Иса Омуркулов поделился своими соображениями по поводу развития Бишкека и ответил на наболевшие вопросы.
Иса Шейшенкулович, общественность столицы возмущена ситуацией вокруг парка Ата-Тюрк. Любимое место отдыха превратилось в анклав полузасохших деревьев и особняков влиятельных нуворишей.
Как вы думаете, можно за два года разрубить узел проблем, сложившихся за десятилетия? Все, что касается этого парка, его насаждений, околопарковой зоны, выделенной под участки, нужно рассматривать в разрезе времени и разрешительных документов, то есть, делить на три части. Первая — то, что было разрешено до 2005 года, после мартовских событий и сегодня. Ата-Тюрк вобрал в себя самые нелицеприятные дела и делишки: коррупцию, кумовство, безнравственность чиновников. Антисанитария, вырубка деревьев, стихийная торговля, — настоящая зона риска.
Тем не менее, несмотря на яростное сопротивление, из Ата-Тюрка мы убрали более 50 комков, павильонов, навели порядок, вернули городу 5 гектаров земли. Но есть проблема с теми участками, которые были выделены под жилье. Я как мэр выступаю инициатором отмены выделения этих участков – через суд.
Первый раз мы проиграли, за этим ведь стоят очень влиятельные люди, но мы опять подали в суд, хотим отсудить те 58 участков, которые незаконно выданы под строительство. Во-первых, они выделены в нарушение парковой зоны, во-вторых, те, кому они выделены, не состояли в очереди на получение земли, не были на учете, а это грубые нарушения. Это принципиальный вопрос, и я готов довести дело до конца. Ни одного сантиметра парка не отдам. Что касается уже построенных домов, мы тоже сейчас думаем, что с ними делать, есть ряд наработок, как решить вопрос. Но сносить их мы, однозначно, не будем.
Сейчас сложились два лагеря по отношению к вашей фигуре. Первый составляют те, кто прочит вам уход в большую политику. Второй – те, кому вы мешаете на посту мэра. Причем, «бьют» вас и те, и другие.
Я знаю об этом. Политикой заниматься не хочу. У меня серьезные задачи по столице и мне нужно их решать. Это моя обязанность, ответственность перед бишкекчанами и я полон решимости нести ее. Я знаю, что меня критикуют, понимаю, почему. Здоровая критика для меня хороший стимулятор деятельности, несправедливая… Приходится с этим считаться. Я же не коврижки выпекаю. Меня порой даже жена, горожанка, критикует!
А чем она занимается, у нее есть бизнес?
Она профессиональный торговый работник с советских времен. Сейчас арендует в «Караване» два бутика одежды. Одевает и обувает меня она же – строго, ничего дорогого и кричащего, мы этого не любим. Еще мы много лет выращиваем живность, лошадей, это тоже подспорье для семейного бюджета.
Большой вопрос по внутренним мигрантам и их правам, точнее, их отсутствию. Многие дети не могут пойти в школу, садики из-за отсутствия прописки.
Вы ведь понимаете, город рассчитывался совсем на другое количество жителей, как и вся инфраструктура. А сегодня вместо 800 тысяч у нас проживают порядка 1 млн.250 тысяч. У меня сложилось впечатление, что к Генплану обустройства столицы все эти годы чиновники относились наплевательски. Это и привело к тому, что мы сейчас имеем, и что вызывает критику в мой адрес. Но поверьте, поэтапно, пошагово, при скудном финансировании, латании бюджета – мы решаем вопросы. Мы, наконец, утвердили, план по развитию жилмассивов, школ, поликлиник. До сих пор все развивалось стихийно и по коррупционным схемам.
Как вы относитесь к религии?
Я убежден, все мы под Богом ходим. У нас многонациональная страна, мы оберегаем межконфессиональное согласие, и я очень трепетно отношусь к свободе вероисповедания.
Вас беспокоят проблемы нравственности?
Нравственность сегодня – это беда государства, общества, семьи. Идет ее падение на всех уровнях. Все зависит от образования, просвещенности. Никто уже не учит, как вести себя дома и на улице, элементарной этике, гигиене и уважению. В том числе, к собственному городу. Ежедневно мы убираем тонны мусора — бутылок, бумаг, шелухи. Они выбрасываются в скверах, из окон домов, во дворы, на улицы, нам приходится чистить фонтаны, а как вытаптываются газоны, парки! Нещадно критиковали за отсутствие мусорных баков – сейчас они установлены повсеместно, но даже до них мусор не доносят, выбрасывают рядом. Грустно. Нельзя говорить о культуре, лузгая семечки.
Никогда с этим не справится ни одна служба, если сам человек не научится вести себя цивилизованно. Вообще, я уверен, нравственность начинается с пеленок, воспитывается школой и обществом, проявляется на каждом шагу. У нас же она сводится к одному – пусть все делают другие. Мэр, например. А я всегда помню слова великого Толстого: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя». И изначально спрашиваю с себя.
Вы видите выход?
Есть два пути. Поднять образовательный уровень и принимать строгие административные меры, иначе говоря, бить рублем. Уговаривать бесполезно. Я очень рад, что сегодня в помощь мэрии включилась прогрессивная молодежь, проводятся акции по озеленению улиц, их очистке, культурные мероприятия. Приветствую программы «Позитивный город» и все креативные движения, выводящие жизнь Бишкека на новый уровень.
Простите, но говорят, вы нетребовательный руководитель.
Нельзя путать требовательность руководителя с хамством начальника. Моя кажущаяся мягкость обманула многих. Они думали, что можно будет по-прежнему воровать, обходить законы, изворачиваться. Да, я не сторонник карательных мер. Но я противник разгильдяйства, непрофессионализма и лжи. И особенно – безответственности. Я пришел в мэрию в тяжелейшие дни весны-лета 2010 года. Царили растерянность властей, да и сама она была временной, бушевали погромы, поджоги, провокации, каждый день шли захваты земель, горожане были напуганы. И я, такой «мягкий», выходил к молодчикам, ездил на места столкновений, выходил к людям. При этом не дал самозахватчикам ни одного квадратного метра. Мы организовали ДНД, восстановили работу городских служб и транспорта, обеспечили безопасность столицы.
Недавно я собрал всех и сказал – ребята, полтора года я вас воспитывал, настало время принимать меры. Объявил о сокращении раздутого штата муниципальных служб, уволил (и буду увольнять) нерадивых, создал группы молодых продвинутых специалистов, все работают на проектах по ремонту и реконструкции отдельных сегментов инфраструктуры. Ведем трудоемкую ежедневную работу. Многого горожане не видят, о многом даже не догадываются – но мы планируем сделать всю работу мэрии максимально открытой для бишкекчан.
Наверное, ваш страшный сон — Ошский рынок, дороги, транспорт.
Ну почему же. Нельзя закрывать глаза на то, что реально делается и уже сделано. Впервые за 20 лет Бишкеку выделено полтора миллиарда сомов на развитие инфраструктуры! В городе сегодня более 175 тысяч транспортных единиц. Впервые за 20 лет мы отремонтировали более 20 улиц, впервые провели тендер на закупку троллейбусов – теперь к 100 старым прибавится 76 новых российских. Постепенно будем сокращать количество микроавтобусов (их сейчас 3500 против 460 городских автобусов), переходить на экологически безопасные виды транспорта.
Далее. На территории ТРК «Ош Базары» функционирует 79 хозяйствующих субъектов, из них 23 крупных и 56 мелких. Общее количество торговых мест на ТРК «Ош Базары» составляет 1255. (Берекет – 2857 мест, СНМ «Кыял» — 816 мест, ОсОО «Беш Сары» — 342 места). Несмотря на отдельные акции протеста, мэрия во благо процветания Бишкека довела до конца демонтаж стихийных торговых точек – на прилегающих к рынку территориях было разобрано 800 объектов, в том числе облегченного типа, пристроек и навесов и незаконно установленных павильонов. Стихийная торговля на этих участках ликвидирована в полном объеме, а предпринимателям были предоставлены торговые места на других рынках города: «Сары-Озон-Дыйкан, «Дордой Дыйкан», «Пишпек», «Стольный», «Ала-Арча», «Сейтек», «Балбай-Ата» и других.
В связи с расширением дорог вокруг рынка Департаментом городского транспорта разработаны новые схемы автомобильного движения на период перекрытия определенных улиц. Водителям такси предложены альтернативные варианты парковок (территория западного автовокзала, ОсОО «Трасса»,около рынка «Дордой-Дыйкан»). В результате основная часть таксистов была передислоцирована на предложенные участки.
Сейчас проект по реконструкции Ошского рынка вступил в активную фазу второго периода, проводится работа по инвентаризации объектов, расположенных внутри и по периметру, на предмет наличия разрешительных документов с уточнением границ земельных участков. «Бишкекглавархитектурой» разработаны схемы противосейсмического усиления конструкций жилых домов по ул. Фучика. Завершена работа по укладке брусчатки на центральных проходах рынка. Уложено более 4000 кв.м.
Готов проект и эскизы «входных групп» по ул. Бейшеналиев — в едином стиле и с учетом реконструкции фасадов окружающих зданий и колористки.
Мы во что бы то ни стало вернем городу яркий облик столицы. Вы сами видите, как постепенно Ошский рынок превращается из захламленного базара в цивилизованный и комфортный торговый центр. Причем, мэрия прилагает все усилия, чтобы придать ему восточный колорит. Для меня это личная и приоритетная задача – вернуть Бишкеку замечательный азиатский дух – щедрый, гостеприимный, изобильный.
Мы продолжаем работы по подготовке временных приютов и организации горячего питания зимой для лиц без определенного вида занятий.
Говорят, что Бишкек чуть ли не самая грязная столица…
Так говорят те, кто не бывал в Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Улан-Баторе и других городах. Я категорически не согласен с этим. Более того, наш город становится день ото дня чище. Другое дело, и я уже об этом говорил – мы сами не следим за чистотой Бишкека. На такое количество жителей 955 дворников маловато будет. Но я уверен, вместе мы справимся и с этим.
О мэрии и «откатах» в ней ходят легенды. Что можете сказать об этом?
Пусть хоть кто-нибудь скажет, что я брал или давал взятку. Я не могу отвечать за всех, но поверьте, что для многих я очень неудобный человек. И беспощаден к тем, кто этим занимается.
Решится ли, наконец, вопрос с городской свалкой?
Очень скоро. ЕБРР выделяет нам кредит в 21,6 миллионов евро, из них 10 миллионов – грант на технику, рекультивацию мусора и его захоронение.
Как вы расслабляетесь после работы?
Я не хожу в сауны, в рестораны, не люблю «тусовки». Мой отдых – это моя семья, книги – французская классика, серия ЖЗЛ, комедии Гайдая. У меня есть козы, куры, коровы, лошади. Мои скакуны участвуют в скачках и занимают призовые места. Как любой кыргыз, я горжусь этим. Лошади всегда были в моей жизни. Это большой труд, но и большая радость.
Как вы справляетесь с личными драмами?
Как любой живой человек. Бывает очень горько и больно. И сейчас моей семье нелегко. Требуется и мужество, и терпение. Но разве только у меня случаются несчастья? Как говорил Толстой, «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Я очень хочу, что бы в жизни каждого из нас было больше света, добра и счастья. И это наполняло наш город.
Нас ожидают выборы в городской парламент. Чего вы ожидаете от нового состава? Какой партии отдадите предпочтение?
Конечно, СДПК, членом которой я являюсь. Но как мэр столицы я гарантирую, что для каждого бишкекчанина будет предоставлена возможность свободного волеизъявления, честных выборов. Мечтаю, чтобы мы не повторили кровавых ошибок прошлого, и будущие выборы стали образцовыми в части исполнения Закона. Нам не нужны нечестные победы.
Нас всех волнуют вопросы общественной безопасности. Надоело бояться всякого рода захватов, мародерства, рейдерства, национализма, рэкета.
Слава Богу, у нас очень толерантный народ и отдельные случаи национализма – исключение из правил. Что же касается вопросов безопасности, еще в 2010 году мы подошли к этому более чем серьезно. 245 участковых инспекторов милиции регулярно проводят профилактические работы с неблагополучными семьями, лицами, систематически допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. За счет средств местного бюджета содержатся 781 штатных единиц сотрудников правоохранительных органов города (СМЭУ, ОПЦ, ГУБДД и ГУВД Бишкека), на содержание которых в бюджете города предусматривается более 175 миллионов сомов.
Распоряжением мэрии № 316-р от 25 мая 2010 года на базе городского штаба по обеспечению общественного правопорядка образованы городской и районные штабы добровольной народной дружины при мэрии столицы. В 2010 году в республике был создан «Союз добровольных народных дружин», в состав которого входят около 15 объединений ДНД, включающих в себя более 10 тысяч человек.
В настоящее время порядка 2 тысяч дружинников при мэрии и в районных администрациях в любое время готовы выйти на защиту Бишкека. В ряды дружин входят воины-ветераны войны в Афганистане, участники Баткенских событий 1999-2000 годов, «Патриот», «Ала-Тоо», «Сакчы», активные студенты ВУЗов, застройщики (ОГУКС), представители городских служб, а также бишкекчане, неравнодушные к судьбе родной столицы.
Вы верите в то, что Бишкек вырастет в мирную, красивую, креативную столицу Центральной Азии со своим неповторимым обликом?
Я не люблю громких фраз и пустых обещаний. Но не только верю в это, я приложу все свои силы и знания, чтобы внести свою лепту в обустройство любимого города и заслужить доброе слово соотечественников.