Би-бип, ты что стоишь на красный свет!

Автор -
241

Перефразируя классика, скажем, что каждая страна достойна дорог, по которым передвигается ее население. Дорога, в данном случае, — это не асфальтовое покрытие (или то, что под этим подразумевается), а жизнь в машине, пробке, трафике. Обнаженный социум в чистом виде. Это не просто одна из сторон жизни, а, скорее, лакмусовая бумажка отношений в обществе в целом.

Светофоры, знаки, палки с погонами

Европейский человек, впервые попадая на бишкекские улицы, офигевает (это самое приличное из возможных выражений) два раза. Во-первых от количества «Мерседесов», во-вторых от того, как на них ездят. Нет, есть столицы, где дорожное движение еще хуже, но они, по крайней мере, не претендуют на роли городов европейского типа. А мы до сих пор строим иллюзии на предмет, что вот еще чуть-чуть, ну может быть еще одна революция, и точно станем самым современным городом в регионе! И ведь многие в это верят. Разруха, она не на дорогах, а в головах, если еще раз вспомнить классику.

Один из простых примеров, на которые мы уже не обращаем внимание. Есть правила переезда перекрестков. Они практически едины для всех стран, в которых эти перекрестки имеются. Либо стоит светофор, либо знаки, регламентирующие очередность проезда. А вот у нас в Бишкеке во многих местах есть и светофоры, и знаки. Уже изначально закладывается вероятность того, что светофор может не работать. Эка невидаль, неработающий светофор! Попытайтесь рассказать такую ситуацию в любой европейской стране – вас просто не поймут. Мы же на это уже не обращаем внимание.

А добавьте ситуацию, когда к знаку и светофору добавляется еще регулировщик в погонах и с палкой, которая, как указующий перст, становится самой главной. И это не исключение – это повседневная обыденность наших дорог.

Про дороги

Эх, дороги… Они, кажется, остаются в прошлом, в воспоминаниях. По крайней мере, если смотреть по состоянию в столице, то все меньшее количество улиц можно с натяжкой назвать асфальтированными. Они, как лоскутное одеяло, пестрят неровной поверхностью разноцветных серых заплат. Заплатка на заплатке – кафтан нищего на паперти. Сравнений масса. Народный фольклор предполагает, что если сегодня можно по Бишкеку проехать только на внедорожнике, то в ближайшем будущем придется обзаводиться гусеничной техникой. Эти реалии достойны отдельного рассказа. Ограничимся только констатацией факта. Никакие правила движения не описывают, как правильно проезжать ямы и колдобины. А надо бы. Кто слева, кто справа, одну и ту же яму – вот и аварийная ситуация.

Как глупость и халатность работает на уничтожение

Если предыдущее фото не нуждалось в привязке к месту, ибо большая часть перекрестков Бишкека выглядит именно так, то следующая история относится к конкретному месту. Перекресток улицы Боконбаева и бульвара Эркиндик. Если ехать на запад, то попадаешь в очень щекотливую ситуацию: у нас главная Боконбаева, ибо много раз, проезжая вверх по Эркиндик, видишь знак «Уступи дорогу». Ехать должны мы, а едут нам наперерез!

Все дело в том, что не горит красный сигнал на обоих светофорах. В то же время горит зеленый для других, но нам-то этого не видно! Аварийная ситуация спровоцирована городскими службами. Кто виноват, не важно, важно то, что всем на это наплевать уже пару недель. ППСники, видимо, все отправлены на сбор «урожая». Осень, страда. Такова, наверное, их основная функция. Или я не прав? А перекресток, он сам по себе. В ожидании потенциальных жертв. Как сказал Воланд: «Аннушка уже разлила масло…».

Как я превращаюсь в маргинала

Оговорюсь сразу. Маргинал – понятие вне национальности, вероисповедания, возраста. Принципиальная позиция в качестве предупреждения всяческих инсинуаций.

Наш маргинал устроился так, что уже диктует свои правила обществу в целом. Но нагляднее это показать на нашем примере. Ситуация на дорогах, или, по-иностранному, трафик, регулируется специальным законом, именуемым «Правила дорожного движения» или ПДД. Есть еще и правило ДДД (дай дураку дорогу). И так во всем цивилизованном мире. До недавнего времени так было и у нас. Теперь иные времена. Маргинал (без привязки к авто, на котором он рассекает) – король местного трафика, именно он диктует правила поведения на дороге. Кто ездил за рулем в Бишкеке, тот знает.

На собственном примере. Выезжаю из гаража. Первый же поворот на магистраль. Едва успеваю увернуться от соседа в зеркале заднего вида, которому срочно приспичило выехать впереди меня. Ладно, езжай. Первый светофор. Еще горит красный, а сзади уже сигналят – ты что, лох, стоишь! Стою, а два соседних ряда едут. А как смотрят… Трафик уже определил меня в «чайники». Тут же подрезает угрожающего вида добитая «БМВ» без глушителя (та, которая сигналила на перекрестке), водитель показывает всю глубину своего презрения. До следующего светофора с одного раза доехать не получается – в первом ряду на перекрестке стоит такси, во втором – в маршрутку садятся люди, в третьем – из другой только выходят. Людям же надо выйти! Потом эти маршрутки устраивают гонку на четверть мили. Потом попадаю на регулировщика. Полное впечатление, что он (или она) не знает, как правильно махать палочкой, а те, кто в машинах, не знают, как его понимать. Но свистит при этом очень мелодично.

Бывают дни, когда приходится много ездить по городу. И в какой-то момент не выдерживают нервы. Я тоже срываюсь вместе с потоком на еще горящий красный свет. Плевать, все достали. Именно в этот момент я превращаюсь в бишкекского маргинала. Кто виноват: я, окружающие, общество? Извечный вопрос. Практически риторический. Ответить сложно, можно только дать название – диктатура маргинала. И обижаться можно только на себя.

Куда мы едем или катимся

Мы все куда-то едем. При этом катимся в тартарары. Не зная, кому подчиняться, светофору или регулировщику. Знаки нашего движения расставлены в таком хаосе, что противоречат не только сами себе, но и здравому смыслу. Но самое страшное, что мы не только не протестуем, но даже не удивляемся.

Про что шла речь, про дорогу или про общество? По моему очевидно, но отдадим ответ на откуп читателю.

Поделиться