Эксперт: Новые реформы в образовании заставляют учителей увольняться

Автор -

    По данным Министерства образования и науки, в Кыргызстане работает 2 тысячи 205 общеобразовательных школ с охватом в 1 миллион 296 тысяч учеников. В них работает 74 тысячи учителей.

    Но в Кыргызской Республике ощущается явная нехватка педагогов. Так, по данным Минобразования, общая нехватка учителей составляет 1 тысяча 307 человек.

    «Но это цифра каждый день меняется, так как желающих трудоустроиться много. Школы с кыргызским языком обучения в городе Бишкеке обеспечены педагогическими кадрами на 100 %», — сообщили в пресс-службе Министерства образования.

    По их словам, большая потребность в республике по специальности учитель начальных классов – 205 человек, самая малая потребность в учителях французского языка, не хватает только одного педагога.

    Естественно, нехватка не могла не вызвать проблем в сфере образования. И в различных СМИ появилась информация о том, что в той или иной школе занятия ведут люди не имеющие «статуса учителя».

    «Человек без педагогического образования и без решения педсовета не трудоустраивается», — заявляют в Министерстве образования.

    Но тогда возникает вопрос: откуда в школах берутся учителя без образования? Каким образом люди, работавшие обслуживающим персоналом в школах, вдруг совершают карьерный рост до звания педагога?

    Взять, к примеру, школу № 48, где занятия ведут родители учеников, которые не имеют педагогического образования.

    В соответствии с постановлением правительства от 8 июля 1993 года после окончания вузов и спузов студенты распределяются по регионам республики, в соответствии с заявлениями из регионов. В текущем году были распределены 1 тысяча 892 выпускника.

    «Правительством принимается ряд мер, направленных на преодоление кризиса нехватки педагогических кадров. С 2009 года Министерством образования и науки проводится целевой прием абитуриентов по педагогическим специальностям для абитуриентов, проживающих в регионе расположения вуза и имеющих направление от органов местного самоуправления. Выделяется 544 грантовых места ежегодно», — сообщают в Минобразования.

    Но как сообщают сами педагоги и директора школ, проблема увольнений кроется в уменьшении заработной платы.

    В школе № 48 два учителя уволились, потому что в этом месяце их зарплата оказалась намного меньше, чем в предыдущем.

    По мнению экспертов, вполне вероятно, что зарплаты учителей упали из-за увеличения заработных плат, как бы парадоксально это не звучало.

    «Нехватка учителей произошла, потому что реформы школьного образования не имеют законченности. То есть взять тоже подушевое финансирование, сказали «а», забыли «б» сказать. Необходим механизм движения денег, а у нас его не продумали. В подушевом финансировании предусмотрен двухуровневый бюджет, а его нет. Деньги идут через айыл окмоту, через акимиаты, а не на прямую к директорам, это тоже вызывает проблемы», — сообщила экс-директор Центра образования Ленинского района Ирина Пузырева.

    Она также добавила, что сначала ввели новые зарплаты учителям, а потом уже назначили финансирование, что естественно вызвало проблемы.

    «Мы-то думали, повысим оплату учителям, и они побегут, а не побежали. Потому что теперь для того, чтобы учителю получить ту же зарплату, что он получал до повышения, придется работать в два раза больше. Раньше ставка учителя была 36 часов, и отдельно оплачивали замену других учителей, в общем, зарплата достигала 10 тысяч сомов. Теперь же они поставили ограничение в 27 часов и сейчас эту цифру увеличили, изначально она была еще меньше, а за замещение выплачивать перестали», — сказала Ирина Пузырева.

    Согласно ее словам, сейчас учитель получает по 45 сом за каждый проведенный урок плюс за классное руководство. И если раньше классное руководство оплачивалось так же, как и урок, то сейчас за него выплачивают только 22 сома. До преобразований оплачивали кружки и лекции, в среднем учитель за ведение подобных дополнительных работ получал до 2 тысяч сомов, сейчас это бесплатно.

    «До этой реформы, если учитель брал два класса на классное руководство, то он получал за каждое отдельно, теперь же, как за одно и плюс 45 сомов. Смешно подумать, до чего довела эта система. В 48-й школе классный руководитель – родительница. Конечно, ведь учителя стали уходить», — заявила бывший руководитель центра образования Ленинского района.

    В свою очередь Министерство образования не видит проблемы во реформах, по словам сотрудников ведомства, народ зря раздувает такую проблему, а раздувает он ее из-за того, что не понимает сути нововведений. По их словам, в данном виде финансирования есть масса плюсов.

    «Основным достижением введения подушевого финансирования стало выравнивание расходов на 1 учащегося общеобразовательных школ по регионам страны. До этого в республике фактически отсутствовали единые условия финансового обеспечения учащихся по типам и уровням образования», — отметили в Минобразе.

    Поделиться