Статс-секретарь Министерства сельского хозяйства и мелиорации Нурлан Дуйшеев в интервью K—News рассказал о проблемах сельского хозяйства и о планах по развитию отрасли.
В этом году Министерство не смогло реализовать планы по сбору пшеницы, расскажите, с чем это связано?
Действительно, в этом году мы не вышли на прогнозные показатели, на это был ряд объективных и субъективных причин. Первое, это погодно-климатические условия, это тяжелая и ранняя зима 2011 года и очень жаркая весна и лето 2012 года. Все это повлияло на проведение посевных работ, и из планируемых 890 тысяч тонн пшеницы мы недобрали порядка 300-350 тысяч тонн. Вопрос продовольственной безопасности будет компенсирован за счет пшеницы из России и Казахстана. Главы государств договорились, что Россия и Казахстан окажут помощь в объеме 100 и 200 тысяч тонн с отсрочкой выплаты.
Вообще, сельское хозяйство очень рискованная отрасль, которая зависит от определенных климатических условий. В 2009-2010 годы мы выходили на прогнозные показатели, по республике собирали 1 миллион 50 тысяч тонн пшеницы, что с лихвой покрывало нужду. Но даже тогда наши предприниматели завозили пшеницу сильных сортов с более высоким процентом клейковины из Казахстана, объем составлял приблизительно 300-350 тысяч тонн, это официально. По данным Таможенной службы, нелегально завозили еще порядка 100-150 тысяч тонн.
А что мешает нашим фермерам выращивать пшеницу с высоким процентом клейковины, чтобы не зависеть от других государств?
Дело в том, что в Казахстане выращивают пшеницу на богарных землях, эта продукция технологически более подходит для производства муки. Перемешивая ее с нашей продукцией, мы получаем более качественную муку. Мы тоже могли бы выращивать такую пшеницу, но на богарных землях нельзя получить большой урожай, у крестьян и так мало земли, и их расходы не окупятся, просто будут работать себе в убыток.
Как обстоят дела с другой сельхозпродукцией?
Например, у нас хорошее производство картофеля. По нему мы независимы, урожай картофеля даже превышает потребности республики, оставшуюся продукцию экспортируем в Казахстан и Россию. По овощным культурам мы тоже полностью обеспечены. Что касается плодово-ягодных продуктов, то мы обеспечены на 40-50 %, по растительному маслу — на 30 %, по сахару — на 10 %. Все остальное покрывается за счет импорта. Бизнес-сообщество хорошо справляется, и на данный момент нет риска кризисного состояния.
Почему мы не можем выращивать свою продукцию в достаточном количестве, чтобы не переплачивать за завезенные товары?
Понимаете, даже товары с минимальными затратами, попадая на рынок, приравниваются по цене к импортной продукции, тут встает вопрос о государственном регулировании цен. Конечно, свои товары это лучше, но есть такая продукция, которая не оправдывает себя. Например, производство сахарной свеклы, это очень трудоемкий процесс, и оно менее рентабельно, чем производство табака, хлопка, или картофеля. При выращивании сахарной свеклы имеется большой процент наемного труда, и себестоимость повышается, а прибыль получается небольшой. Раньше, в советские времена, крестьяне получали больший урожай, и затраты оправдывались.
Почему сейчас по-другому?
Это все зависит от технологий выращивания, сейчас кто только ни занимается сельским хозяйством, и те, кто умеет, и те, кто не умеет. Таким образом, пробелы в знаниях и опыте, сказываются на урожайности. Поэтому, мы и хотим ввести принципы кооперирования и консолидации земель, чтобы те, кто не имеет определенных знаний, мог передавать свою землю в аренду, и специалисты могли заниматься возделыванием культур.
У нас есть планирование выращивания сельскохозяйственных продуктов?
Самого понятия планового производства, которое было при Советском Союзе, сейчас нет. Но есть программа, которую нужно соблюдать и выполнять для обеспечения продовольственной безопасности. На местах айыл окмоту проводят разъяснительные работы, что лучше сажать и в каких количествах. У нас разработаны рекомендации по рентабельности возделывания той или иной культуры в регионах страны. Например, в Нарынской области, климат не позволяет растить пшеницу, там необходимо возделывать другие культуры, например, ячмень, картофель и многолетние травы. Мы даем эти рекомендации, и на местах фермеры уже сами ориентируются. Климат и почва каждой области различаются, что можно выращивать в одном регионе, не всегда можно выращивать в другом. И даже в условиях рыночной экономики мы все равно должны планировать выращивание культур.
Как правительство помогает реализовать продукцию?
В основном, продукция реализуется на внутреннем рынке, но есть программы и договоренности с Казахстаном о приграничной торговле. Посредством заключения договора с частными компаниями, сегодня в Казахстан экспортируется картофель, морковь, лук и другие продукты. Но при экспорте играют роль и транспортные расходы. Конечно, можно договориться и с другими странами, но представьте себе расходы предпринимателя, который должен вывезти продукцию в дальние города России, например. На дорожных расходах бизнесмены потеряют больше, чем приобретут, поэтому товар и продается ближайшему соседу. Есть продукция, которую договорились продавать в дальние страны. Например, фасоль, выращиваемая в Таласе, экспортируется в Болгарию, Испанию и другие страны.
Имеются ли планы по развитию сельского хозяйства?
Да, в целях развития сельского хозяйства при поддержке ФАО была разработана стратегия развития сельского хозяйства до 2020 года. На сегодняшний день документ согласован практически со всеми министерствами и ведомствами, и уже вносится в правительство, где будет рассматриваться в ближайшее время. Принятие этой стратегии позволит конкретно работать по обозначенным приоритетам.
А какие именно приоритеты поставлены?
В первую очередь, это развитие семеноводства, семенной индустрии, второе – развитие племенного животноводства с целью улучшения породных и продуктивных качеств местного скота. Третье — вопросы развития кооперации, когда земли были переданы в долевые паи гражданам, образовались мелкотоварные производители. Но на маленьких участках земли эффективно работать практически невозможно, поэтому поставили вопрос о кооперации земель, и параллельно о консолидации и развитии рынка земли. Консолидация предполагает, что любой фермер, не являясь членом кооператива, может у ближайших соседей взять землю в аренду, таким образом иметь у себя в работе 100 и более гектаров земли, где уже можно применять все агротехнические приемы. Конечная цель – получение качественного и более большого объема урожая.
Четвертый приоритет – это обеспечение сельхозпроизводителей соответствующей техникой, то есть обновление и пополнение парка. Для этого мы намерены разработать принципы кредитования путем внедрения лизинга, когда сама техника будет выступать в качестве объекта залога, и с заемщиком уже будет заключен договор о погашении кредита на протяжении 7-9 лет. Это позволит нам обеспечить необходимым объемом техники, потому что нам нужно укладываться в оптимальные сроки проведения полевых работ.
Еще одно направление стратегии – это подготовка и переподготовка кадров. Дело в том, что после распада Советского Союза у нас прекратил свою деятельность институт по переподготовке кадров, и все специалисты работают с тем багажом знаний, которые получили в вузе.
В стратегии также прописан пункт о развитие ирригации и мелиорации сельскохозяйственных земель, это тоже важное направление, которое позволит ввести в оборот дополнительные объемы земель, которые сегодня неблагополучны.
Кроме этого, в документ включено внедрение принципов органического земледелия и производства органических продуктов. Анализируя, можно сказать, что объемами продукции занять свою нишу на мировом рынке мы не можем, но с органическими, экологически чистыми продуктами это вполне возможно, это касается и растениеводства, и животноводства.
Сколько средств потребуется для реализации стратегии, и каковы шансы ее успешного претворения в жизнь?
После утверждения стратегии нами будут разработаны конкретные государственные программы по указанным приоритетам с детальными мероприятиями и финансовыми расчетами потребности по реализации. В приложении к стратегии имеется предварительный финансовый план до 2020 года с потребностью около 40 миллиардов сомов, это средства государственного бюджета, иностранных доноров и прочее.
Депутаты говорят, что ежегодно сокращается бюджет Министерства сельского хозяйства, как это сказывается на работе?
В любом министерстве сокращение бюджета сказывается на работе ведомства. У нас, например, сокращение расходов на командировочные и транспортные расходы приводит к тому, что специалисты не могут выехать по регионам для того, чтобы проводить разъяснительные работы, консультации, координировать и контролировать производство. Сокращение расходов на прочие приобретения и услуги влияет на качество услуг по контролю эпизоотической безопасности, любое сокращение приводит к тому, что в недостаточном объеме закупается продукция для профилактики и борьбы с болезнями животных.
В Министерстве часто меняется руководство, наверное, это тоже сказывается на работе?
Конечно, это отрицательно сказывается на работе коллектива, у каждого свои идеи, свой стиль управления, и коллектив должен подстраиваться под нового руководителя. Каждый новый министр по-своему определяет приоритеты развития, первый начнет работу в одном направлении, а второй начинает определять приоритеты по-другому. Это все отражается на работоспособности и потенциале. Министры просто не успевают реализовать себя на данной должности, как можно поднять и улучшить сельское хозяйство, если руководители работают по полгода или год. За это время практически ничего нельзя сделать.