Сегодня, 5 декабря, в ряде зарубежных СМИ появилась статья польского автора Якуба Корейбы о взаимоотношениях Кыргызстана и Таджикистана с Россией, США и Китаем.
«После выхода США из Афганистана Средняя Азия может рухнуть. Россия с ужасом следит за опасной ситуацией. Москва опасается дестабилизации и в спешке подписывает договора с бывшими советскими республиками. Она инвестирует гигантские средства на поддержку хотя бы минимального уровня боеготовности, поскольку после 2014 года в страну из Афганистана может хлынуть волна наркотиков, оружия и террористов», – пишет автор.
По его словам, «раздробленные общества и отчужденные от них элиты среднеазиатских республик не смогли сформировать сильной государственности: эти страны в значительной мере недееспособны, и сложно найти хотя бы одну область, в которой их руководство могло бы выполнить обязательства в отношении своего населения или иностранных партнеров. Один из симптомов внутренней и внешней нестабильности – фиктивный характер границ – как по внешнему периметру бывшего СССР, так и между его бывшими республиками: для этого основополагающего элемента суверенных государств не нашлось ни времени, ни средств. Дестабилизация вышла далеко за пределы региона, и ее результаты болезненно отражаются, прежде всего, на России».
Внешнюю политику Кыргызстана и Таджикистана журналист назвал попрошайничеством на международном уровне. По его мнению, в отношениях с богатыми странами местные диктаторы используют страх США, Китая и России перед распространением афганского терроризма и наркобизнеса. По случаю очередных встреч на высшем уровне или при подписании договоров об «интеграции» они вымогают гигантские дотации, предназначенные якобы на «укрепление границ», «модернизацию вооруженных сил» или «стабилизацию общественной ситуации».
«На самом деле кредиты, дотации и «безвозвратная финансовая помощь» идут на укрепление власти местных царьков, их борьбу с конкурентами и на закручивание гаек населению, и без того живущему в нищете. Постсоветские республики средней Азии – одни из беднейших стран мира. Поэтому их жители ищут легкого заработка, занимаясь контрабандой наркотиков, или, что еще более тревожно, оказываются податливы на пропаганду исламских радикалов.
«Спустя двадцать лет после начала свободной жизни стало понятно, что граждане и руководство их стран не проявляют друг к другу взаимного интереса. Правители защищаются от народа, используя армию и полицию, а люди, в свою очередь, соревнуются в изобретательности, как обмануть власть. Если в подобной атмосфере из Афганистана придет немного долларов и оружия, среднеазиатские деспотии немедленно превратятся в «несостоявшиеся государства», объятые хаосом», – отмечено в статье.
Польский журналист подчеркнул, что проблемы не являются локальными, а распространяются и на всю Евразию. Если Таджикистан и Киргизия рухнут, откроются границы, и тогда афганский героин, оружие и боевики получат свободный доступ в Узбекистан и Казахстан. Потом по принципу домино из-за прозрачности границ и коррумпированности пограничников, они с легкостью проникнут в Россию и соединятся со своими братьями на Северном Кавказе. Таким образом, афганская проблема после 2014 представляется более критичной для России, чем для США. Именно поэтому Москва старается укрепить режимы, соседствующие с Афганистаном, катящимся в пропасть, – чтобы обезопасить себя от становящейся все более реальной гражданской войны, которая может начаться после свержения президента Карзая.
«Очевидно, что руководство среднеазиатских стран не справляется с наплывом вызовов. Поэтому между США, Россией и Китаем – своеобразная конкуренция за то, чтобы перенять суверенные функции Киргизии и Таджикистана. С точки зрения больших держав это очень удобный случай, чтобы усилить собственную позицию и создать плацдарм в важном геополитическом регионе Евразии. Выделение дотаций и поставка оборудования обеспечивают зависимость местных элит, что в будущем может стать решающим фактором для перевеса в соперничестве с конкурентами, претендующими на контроль в регионе.
Киргизскому и таджикскому руководству уже, впрочем, очевидно, что у них мало шансов выстоять под объединенным напором радикалов, организованных преступных группировок и контрабандистов. Москва, Вашингтон и Пекин тоже знают это, и поэтому активно стараются, чтобы местные царьки были обязаны своей властью именно им. Для России вся ситуация выглядит гораздо более критической, чем для США и Китая, из-за географической близости и присутствия в российских городах громадной диаспоры гастарбайтеров. Для нее это не только элемент геополитической игры за сферу влияния, но и борьба за стабильность собственного общества и территориальную целостность государства.
С точки зрения Москвы уход американских военных из Афганистана знаменует начало сложного и непредсказуемого периода. И как это было в истории СССР, удар в мягкое подбрюшье может послужить спусковым механизмом как внешних, так и внутренних потрясений, справиться с которыми будет нелегко. Принимая во внимание слабость государственных структур и сильное общественное неравенство в среднеазиатских республиках, а также активность конкурирующих между собой держав, этот удар может грозить России трагическими последствиями», – пишет автор.