Актилек Тунгатаров: В уходящем году запомнилась смена правительства, выборы и лозунги ЖК

Автор -
451

    Подводя итоги уходящего года, KNews побеседовал с исполнительным директором Международного делового совета Актилеком Тунгатаровым о влиянии на бизнес политических событий и об инвестиционном климате в стране.

    Актилек Кырманчиевич, чем вам запомнился уходящий год?

    Много всего происходило. Сильнее всего запомнилась частая смена правительства. К сожалению, когда меняется глава кабмина, вместе с ним меняются многие министры и начальники ключевых ведомств. Приходится заново выстраивать отношения с ключевыми партнерами.

    Запомнилась активность парламента, в частности, лозунги о необходимости национализировать «Кумтор». К сожалению, вынужден признать, что бывают случаи, когда Жогорку Кенеш выступает, скорее, деструктивной силой.

    Потом, выборы в местные кенеши. Никогда в Кыргызстане, как мне кажется, люди так не хотели попасть в местные кенеши. Я даже не помню, чтобы когда-либо было столько политических партий, и чтобы на предвыборную кампанию затрачивалось столько денег.

    Чем это вызвано, что кандидаты так рвались в местные кенеши?

    Мне кажется, в Кыргызстане много патриотов, которые верят, что могут что-то изменить. И видят, что получив полномочия депутатов местных кенешей, они смогут сделать жизнь региона лучше. В то же время мы видим, что очень большая часть населения страны испытывает недоверие и к органам власти, и к инвесторам, и вообще ко всему.

    Появились молодые партии, со средним возрастом приверженцев 30 лет. Молодые предприниматели, в основном владельцы и управленцы малого и среднего бизнеса, с четкими партийными программами. Некоторые из таких партий даже вошли в «десятку», хотя и не преодолели барьера.

    Мы можем сегодня сказать, что бизнес настолько устал от того, что ничего не меняется, что решил сам пойти в политику?

    Я думаю, что неправильно будет говорить, что бизнес «устал». Мы не должны быть слишком критичны по отношению к госорганам. Если люди здесь делают бизнес – значит не все у нас плохо. Проблем у нас, конечно, много. Основные три, которые я для себя выявил, это: 1- высокий уровень коррупции, 2- политическая нестабильность, 3- отток трудоспособного населения. Последнее хочу пояснить: трудовые мигранты вносят свой вклад в экономику Кыргызстана, переводя деньги оставшимся здесь родственникам. Но сам факт массовой трудовой миграции удручает. Во-первых, часть из них потом не возвращаются на родину. Во-вторых, в самом Кыргызстане возникает нехватка квалифицированных кадров. Ну, и в-третьих, усиливается социальная напряженность из-за того, что трудовая миграция разрушает семьи.

    Я бы не сказал, что эти три проблемы не дают бизнесу работать. Даже в соседнем Казахстане, по мнению многих экспертов, уровень коррупции выше, чем у нас. Но инвесторов у них много. Я думаю, что самый главный фактор, который их от нас отличает, – это то, что в Казахстане есть четкие правила игры для бизнеса.

    А у нас, с нашим очень активным парламентом, который состоит из пяти партий, при рассмотрении любого, даже очень рационального предложения, включаются механизмы оппонирования. Парламентская демократия в настоящий момент привела к тому, что стало много размытости, не понятно, кто принимает решения. По многим крупным вопросам, касающимся, к примеру, крупных инвесторов, ни президент, ни премьер, ни спикер не могут взять на себя ответственность за решение. С одной стороны, хорошо, что все вовлечены в процесс, все могут внести свою лепту, стало намного больше прозрачности. Но есть у этой системы и свои недостатки: хромает принятие решений, особенно оперативных.

    Все мы говорим, что хотим реформ, изменений в лучшую сторону. Но для бизнеса, частое изменение законов – это большой тормоз. Бизнесу, прежде всего, нужны стабильные правила игры. Прежде, чем вложить средства в большие и долгосрочные бизнес-проекты, инвесторы изучают ситуацию, законодательство, просчитывают, в какие сроки смогут получить прибыль, какой процент доходов придется на налогообложение и т.д. Когда правила игры постоянно меняются, ничего нельзя однозначно просчитать. Поэтому инвесторы наблюдают за ситуацией, но не спешат начинать в Кыргызстане свой бизнес.

    Уходящий год ознаменовался митингами протеста против деятельности компаний микрофинансового сектора. Подводя итоги, насколько сейчас можно говорить о том, что проблема исчерпана?

    Проблема осталась. Но, чтобы говорить о ее решении, нужно изучить каждый случай. Являются ли люди, участвующие в митингах, заемщиками на самом деле? Статистика свидетельствует, что возвратность кредитов в Кыргызстане составляет 97 %. Такие численные данные говорят о том, что проблемы как таковой не существует. Неспособность погасить кредит встречается крайне редко. Но митинги есть. Поэтому нужно разбираться с каждым случаем отдельно.  

    Какие новые тенденции наметились в развитии отечественного бизнеса в уходящем году?  

    Открытие безвизового режима 44 странам мира.  Я общаюсь с руководителями туркомпаний, и они очень высоко оценивают этот шаг правительства. Мы стали открыты миру, число туристов, посещающих Кыргызстан, растет.  

    В мире наметилась тенденция: крупные корпорации желают проводить корпоративные мероприятия формата «тим-билдинг», вывозя сотрудников в соседние страны. Кыргызстану есть, что предложить на этом рынке.

    Какие, на ваш взгляд, перспективы ожидают экономику Кыргызстана в ближайшем будущем?

    В Кыргызстане сейчас такое время, когда невозможно что-либо предсказать. Законы рынка не работают. Безусловно, те, кто уже вложился здесь в бизнес, отсюда не уйдут, хотя из-за дефицита государственного бюджета многие крупные компании испытывают проблемы, – правительство старается залатать дыры, используя тактические методы, несколько забывая о стратегии. Я бы сказал, что сейчас нужно попытаться не столько привлекать новых инвесторов, сколько сохранить уже существующих. Инвесторы не та аудитория, которую можно привлечь рекламой. Для них главный фактор – это то, что говорят о стране другие инвесторы, т.е., кто уже работает в этой стране. Работу по привлечению инвесторов в Кыргызстан, наверное, лучше вести целенаправленно. Если, к примеру, взять горнодобывающую отрасль, то нам нужны крупные компании с мировым именем, которые высоко ценят свою репутацию. У таких инвесторов давно налажены процедуры охраны труда и окружающей среды.  

    В ноябре этого года вы вошли в состав Национального совета по устойчивому экономическому развитию Кыргызской Республики. Что принципиально нового должна сделать эта организация для страны?

    Совет уникален по своему составу. Впервые в истории Кыргызстана создана рабочая группа куда входят и президент, и премьер-министр, и лидеры всех парламентских фракций, и представители бизнеса. Надеюсь, что это поможет решать стратегически важные вопросы, по которым необходимо достижение консенсуса.

    В настоящее время членами Совета рассматривается Стратегия развития экономики Кыргызстана на 2013-1017 годы, больше известная под неофициальным названием «Дорожная карта». Работа над этим концептуальным документом велась в Аппарате президента и правительства в последние полгода.

    Что вы хотели бы пожелать соотечественникам?

    Много терпения. Потому что трудностей много. Пусть растет число оптимистов. А еще я бы порекомендовал каждому инвестировать в себя и в свое будущее, главным образом, через образование.

    Поделитесь новостью