Конец света придет от выключенного электричества или отключенного газа

Автор -

Бишкек накануне Конца Света. По крайней мере, такое впечатление складывается. Холод, снег, гололед, страна как будто затерялась где-то между Сибирью и Антарктидой. Нет газа, нет электричества. Не во всем городе, а по районам, от чего еще обиднее. Тем, у кого нет. А еще при отсутствии электричества в многоэтажках не работают лифты, водяные насосы… Литературных слов для описания положения не хватает.

Все разговоры последнего времени про глобальное потепление в сегодняшнем Бишкеке кажутся полной ерундой. Глобальное похолодание. Ледниковый период, уж не помню под каким номером. Относительно мягкие зимы последнего десятилетия сменились в прошлом году зимами «такими, как были раньше». Пришла зима – отворяй ворота. Да как ни кстати при нашей общественно-социальной ситуации. Расплата за увлечение политикой во вред всем остальным сферам деятельности. Проблемы, о которых многие догадывались раньше, вдруг предстали во всей своей неразрешимости. Отключенным газом и вырубленным светом. Кого винить?

Вот тут, как говорится, есть варианты. Кто в парламентской республике отвечает за свет и газ? Исходя из нашей местной Конституции (де юре) – Правительство. Де факто – Жогорку Кенеш. А над всем этим есть еще и Президент. Как рефери на боксерском ринге. Да и еще, этот – самый главный в городе Мэр. Дальше как в басне то ли «лебедь, рак и щука», то ли «у семи нянек…». Я не говорю о всей стране, речь только о столице. В регионах по традиции еще хуже. Ограничимся ситуацией в главном городе независимого Кыргызстана. Посмотрим на бытовую каждодневность, как обратную сторону этой самой независимости.

И все перечисленные фигуранты «дела о конце света в одной отдельно взятой столице» так или иначе говорили о том, что вот придет зима, и тогда… Но контекст такой заботы о населении имел только (подчеркиваю только!) политическую подоплеку. Никакой экономики или социалки. Кому-то удержаться нужно в кресле, кого-то нужно свалить. И все. Администрирование на этом заканчивается. И провал зимнего сезона – это такой же козырь в политической игре как гос. язык или американская авиабаза. Ничего более. Остальное политической элите по барабану. В Госрезиденции свет не отрубают, и в личных апартаментах слуг народа газ не кончается. Иномарки обуты в хорошую резину. Выборы только прошли, так что народ уже за электорат даже не держат. Так народец. И что переживать, как люди выживают. Революции не будет. Холодно. А потеплеет, найдут крайнего, уберут с глаз долой, обвинив во всех грехах. Послушные СМИ раструбят, какой он был плохой. Народ, наверное, поверит. И так до следующей зимы.

Слава Богу, период сейчас не засушливый, в Токтогульском водохранилище есть вода. По идее, если бы не наша система транспортировки и распределения электрической энергии, всем бы ее может быть и хватало. Но. Каждое последующее правительство громче предыдущего кричит об уменьшении потерь в электросетях. О пресечении воровства в отрасли. А подключение новых потребителей имеет такой же лавинообразный характер, как и самозастрой. А напряжение в домах бишкекчан все меньше и меньше. 200 – 180 – 150 вольт. Уже норма. Дальше только конец света.

А тут еще и газ. Вернее без газа. И если электричество у нас свое самовыработанное, то с газом все обстоит намного хуже. Газ у нас соседский. Да, есть договоры. Но только вот расплачиваемся за них мы не всегда регулярно, от того и норовят наши соседи закрыть заслонку. Не хочется думать, что происходит такое в отместку за энергетические проекты на Нарыне. Но недовольство соседей по поводу водных вопросов нужно было решать за столом переговоров, а не на уровне вопроса открыть или закрыть заслонку в конкретный зимний день. Это тоже политика. В которой пока нам преуспеть не получается. Озабочена ли власть таким поворотом дела? Наверное, да. Своим благополучием, но никак не народным.

Ограничение подачи газа имеет оборотную сторону. Люди потребляют больше электричества, которого и так не хватает. Не то, что замкнутый круг, а так ускорение падения в пропасть под названием Конец Света. Есть ли выход? Если не рассчитывать на здравый смысл, который обычно отступает под натиском политических лозунгов, то можно предложить выход, проверенный в столетиях.

С надвигавшимися катаклизмами наши прапредки (не зависимо от сегодняшнего вероисповедания) боролись все почти одинаково. Жертвоприношением. По этому поводу есть хорошее предложение, которое, кажется, одобрит большинство бишкекчан. Чтобы город для начала пережил зиму, а потом, может быть, даже стал развиваться, надо принести жертву! И не какую-нибудь красавицу мисс-чего-то. Как это было у древних греков. Лучшая кандидатура – наш нынешний Мэр! Ну, мы же цивилизованные люди, возразят мне, ну не на костер же его! Согласен, ни в коем случае. Побойтесь Бога. Мы живем в демократической стране и давайте без этой средневековой дикости. Есть для Исы Омуркулова кое-что и пострашнее. Лишиться кресла – это круче, чем сгореть на костре! Но, кажется, это единственный разумный выход из ситуации. Других вариантов что-то не просматривается.

Поделитесь новостью