Эдуард Лимонов – личность знаковая для многих стран, где есть влияние русской культуры и языка. Для кого-то он Эдичка – писатель с распахнутой душой и открытым сердцем. Для кого-то чуть ли не главный анархист на постсоветском пространстве. Все это правда лишь отчасти. Лимонов глубже и интереснее. От того интересно его мнение о нашей действительности.
Верите ли Вы в возможность построения Евроазиатского исключительно экономического союза, или это все равно получится «Нью СССР»?
При наличии воли, сил, упрямства построить можно взаимовыгодные экономические отношения. Однако исключительно экономические отношения никогда не бывают прочными. Чтобы быть прочными, отношения должны быть и политически выгодны. Вот тут и возникает проблема. А выгоден ли Киргизии политический союз с Россией?
Если подумать, то в самом начале третьего тысячелетия у Киргизии был небогатый выбор возможных политических связей: Россия или Китай.
После трагического для США 11 сентября 2001 года расчувствовавшийся президент Путин пустил в регион Соединенные Штаты, фактически «посоветовал» странам Центральной Азии, в том числе и Киргизии (и Узбекистану) помочь Соединенным Штатам с военными базами.
И это было равносильно как, вспомним басню, пустить лису в курятник. В результате богатые и куда более поворотливые и энергичные Соединенные Штаты потеснили Россию в регионе. В последние годы Путин и российская верхушка проснулись, но, на мой взгляд, поздно.
Что может приблизить Киргизию к России? В свое время Великая Октябрьская Социалистическая Революция, несшая новые братские отношения между народами, сделала возможным создание СССР. Сегодня такого цемента, как пролетарский интернационализм, не существует уже в природе, и потому мало что связывает Киргизию и Россию. Разве только тот факт, что киргизские рабочие могут поехать на заработки в Россию, где их нещадно эксплуатируют.
Зачем такое объединение России, для чего это нужно другим?
К несчастью для бывших советских республик, на территории России находятся мощные сырьевые месторождения нефти, газа, источники электроэнергии, на доходы от этих сырьевых богатств можно долго и лениво жить. Поэтому российская власть мало заинтересована в расширении сферы своего доминирования и мало расположена вкладывать деньги в отдаленных соседей. Все, на что ее хватает, это протянуть газопроводы и нефтепроводы своим основным потребителям.
Энергетические проекты России в Кыргызстане – это что?
Опять-таки, у нас с вами даже нет общей границы, до вас далеко, и поэтому русские правители, не романтики, не авантюристы, обыкновенные серокостюмные бюрократы с калькуляторами в кармане, о вас даже и не думают. Такое мое мнение. Они заботятся об отношениях с Германией, куда поставляют газ в бешеных количествах и мечтают поставлять еще. Единственная страна Центральной Азии, которая серьезно интересует Россию – это соседний и богатый ресурсами Казахстан. А Узбекистан и Киргизия,- скорее досадные, кипящие энергией молодые страны, опасные страны, откуда исходит агрессия.
На Ваш взгляд, русскоязычное население в Центральной Азии, и, в частности, в Кыргызстане, станет равноправным или покинет регион? Последствия этого процесса?
Не так уж много там осталось у вас русских. При ровном и спокойном к ним отношении, они, наверное, останутся жить там, где живут. В случае особенно жестких притеснений им придется бежать, ну хотя бы в более спокойный Казахстан. Последствия? О последствиях российское руководство должно было думать в начале 90-х, когда бездарно разрубили на части СССР. Сейчас поздно об этом думать. Какие будут, такие будут.
Языковые проблемы региона – это только проблемы языка?
Язык – это инструмент. Он может быть инструментом культурного проникновения, инструментом подчинения, сбалансированные языковые отношения в многонациональных государствах – признак здоровья государства, несбалансированные – признак дикости. Языком можно наступать, можно обороняться и так далее. Языковая проблема очень важна. Вокруг языка создавались государства, и рушились, распадаясь на части по языковому признаку, если стержневой язык и его носитель не выдерживали бремени власти.
Как Вы считаете, современный славянский мир может стать реальной моделью мирового развития? Или у русских свой путь?
Какой там моделью, живут, как пауки в банке. Славянский мир не един, и его можно сравнить, ну, наугад, с арабским миром. Славянские государства Польша и Россия воевали столетиями, традиционно резали друг друга хорваты и сербы. В славянском мире много вражды, поэтому дружить по крови никогда не получалось. Пан-славизм был мечтой Михаила Бакунина, которого ошибочно считают анархистом, а также мечтой покойного Солженицына, этот умер, видимо, в глубокой депрессии, потому что проповеданный им союз России, Украины и Белоруссии как раз распался.
Для чего России мигранты и гастарбайтеры? Это проблема людей или проблема страны?
Дешевая рабочая сила. Исключительно жадность (идущая от традиций гнусного купечества) российского бизнеса, российских работодателей, государственных чиновников есть причина того, что мы имеем многомиллионную массу иностранных рабочих в России. Иностранные рабочие готовы работать за меньшую заработную плату.
Россия превратилась в такую огромную северную Саудовскую Аравию и Арабские Эмираты вместе взятые, там ведь тоже работают индийцы, палестинцы, в то время как местные граждане возлежат себе лениво на подушках из нефтедолларов.
Привет высоким горам, ясному небу, народу Киргизии и мудрым старцам, если они у вас еще сохранились.