Энергосбыт: Как «срубить» денег себе на праздник

Автор -
1688

    Разговоры о том, что в Бишкеке контролеры акционерного общества «Северэлектро» ближе к Новому году находят неплохой способ подзаработать, слышны не первый год. Речь идет о предприимчивых сотрудниках. Ситуация проста. На пороге квартиры или дома с неожиданной проверкой появляются контролеры. В результате такого осмотра, как правило, выявляются неожиданные нарушения.

    Например: пломба, лет шесть провисевшая на счетчике, неожиданно оказывается поломанной, сорванной, или не такой, какой она по идее должна была быть. Опять таки, как правило, хозяина дома ставят перед фактом – либо сейчас составим акт, снимем счетчик на экспертизу и выпишем штраф, либо… а вот это самый интересный момент. Либо хозяин сейчас заплатит тысячу, и все решится на месте. Подобные истории можно было бы отнести к разряду домыслов или даже баек, если бы не некоторые факты.

    Постучались не в те двери

    Вечером 24 декабря в двери квартиры сотрудника K-News постучались контролеры. Быстро представившись хозяину дома, объяснили, что сейчас идет рейд, и его жилище должно быть осмотрено на предмет всякого рода нарушений. Мероприятие плановое, исключительно ради отчетности, и времени много не займет.

    Однако при входе в дом все пошло иначе. Грубейшее нарушение было обнаружено незамедлительно. Хозяин дома, якобы, поставил щит с рубильником между питающим квартиру кабелем и счетчиком. То, что дополнительный щит был установлен в 1996 году лично сотрудниками «Энергосбыта» и то, что на щите имеется таблица, полностью подтверждающая законность установки, контролеров не заинтересовало. Акт составили на месте. Хозяевам квартиры также объяснили, что теперь они в предельно сжатые сроки будут вынуждены сами, за свой счет, купить счетчик и установить его в подъезде. После этого один из контролеров оставил номер сотового телефона и многозначительно намекнул – акт пока что не будет передаваться, куда следует.

    Спустя день хозяин квартиры позвонил по оставленному номеру. Контролер вновь намекнул на «обоюдоприятное решение вопроса». Хозяин уточнил, ознакомлялся ли проверяющий со схемой подключения счетчика и щита. Контролер ответил откровенно, что эта схема его интересует меньше всего.

     Эксперимент № 1: Визит в «Энергосбыт»

    Теоретически можно было бы заплатить контролеру сумму, которую он запросит, но делать этого мы не стали. Гораздо интереснее провести эксперимент. Попытаться по закону доказать свою правоту.

    Первые минуты, проведенные в коридоре «Энергосбыта» подтверждают наше опасение – мы такие далеко не одни. Возле кабинета инженера по актам, непосредственного сотрудника, рассматривающего подобные ситуации, очередь. Знакомимся.

    Семейная пара пенсионеров из Свердловского района столицы. Неделю назад к ним так же пришел контролер. Причина посещения та же – обычный проверочный предпраздничный рейд. Только в этом отдельно взятом случае проверяющие обнаружили иное нарушение. Выяснилось, что пломба, благополучно провисевшая на счетчике не один год, «не такая», «неправильная».

    Хозяевам дома тоже выписали акт, вручили квитанцию на оплату штрафа в 5 тысяч сомов. Кроме этого, в течение последнего года пенсионеры получают один и тот же счет, с одной и той же суммой. Исходя из соображений контролеров, пожилая пара ежемесячно тратит электроэнергию ровно в три тысячи сомов, копейка в копейку.

    «Как мы можем нажигать столько электричества? Нас двое. Отопление у нас угольное. Ни бани, ни сауны никакой, которая могла бы работать от электричества, нет!», — возмущается Юрий Красимков.

    Завидное постоянство и неизменность счета, самодеятельность контролеров, которые когда-то сами ставили пломбу и теперь сами же признали ее «не такой», привела стариков к двери инженера. Свою правоту они намерены отстаивать через суд.

    Здесь же в очереди стоит мужчина сорока лет с не менее интересной ситуацией. У него проверка проводилась более жестким методом. Контролеров смутили провода, торчащие из стены – в итоге стенку раскурочили, никаких странностей не обнаружили – оказалась обычная проводка под розетку. Вторым поводом для подозрений послужили показания счетчика. На аппарате, установленном на лестничной площадке, значение оказалось значительно меньше, чем в пришедших на оплату счетах.

    «Выходит, что я не первый месяц плачу с лихвой за электричество, которое не тратил. При последней проверке мне сказали, что снимут счетчик, и что новый я буду устанавливать за свой счет. Пришел выяснить, что вообще происходит», — говорит мужчина.

    По его словам недавно у его знакомой проверяющие попросту сами сорвали пломбу. Попросили женщину принести тряпку – протереть запылившийся счетчик. Пока она ходила, выяснилось, что пломба, провисевшая под потолком почти шесть лет, сорвана. Как положено составили акт, оштрафовали и сказали, что новый счетчик она теперь будет вынуждена ставить за свой счет. Тут же на месте за определенную плату предложили поставить новую пломбу, акт в таком случае никуда не пойдет и о нарушении никто не узнает.

    «Вы понимаете, так каждый год происходит. Они приходят, что-то там находят и ставят человека перед выбором – либо ты сейчас останешься без света на праздники, выплатишь штраф. Будешь бегать в поисках счетчиков, оформления документов, а не праздновать. Либо ты сейчас им немного доплатишь – и все шито-крыто. Такая у них шабашка», — возмущается посетитель.

    Эксперимент № 2: Ну очень приветливые сотрудники

    Очереди в кабинеты и кассы «Энергосбыта». Находясь в этих коридорах, через полчаса начинаешь понимать, почему многим легче «дать на лапу» контролеру, чем стоять здесь. Простояв в узком коридоре перед кабинетом инженера, так его и не дождавшись, спускаемся вниз – узнать, кто еще, кроме сотрудника, в рабочее время непонятно где пропадающего, может нам помочь.

    Становимся в первую попавшуюся очередь. Прием ведет старший инспектор Свердловского района. В довольно грубой форме сотрудник объясняет стоящей перед нами пенсионерке, что если она с чем-то не согласна, то может обратиться в суд. Прям-таки живое подтверждение догмы – клиент всегда прав. Подходит наша очередь. Очень быстро, не отрываясь от рабочего момента, нам объясняют, что «говорят с нами по-русски, что если мы не понимаем, что это не его район, то это сугубо наши проблемы». В итоге послали нас… дальше по коридору. Оставшись довольными недальней дорогой, двигаемся в указанном направлении. Стучимся в дверь начальника службы сбыта электроэнергии по Ленинскому району Бишкека.

    «Подождите там за дверью. Я тут с утра работаю. Завал у меня. Могу я перекурить?», — такое не самое плохое приветствие. Могло, наверное, быть и хуже. В конторе большая часть сотрудников при ближайшем рассмотрении оказываются какими-то нервными.

    Начальник курит – мы ждем. Докурил – дождались, заходим. С первого взгляда видно, что руководителю района совсем не до нас. Краем уха выслушивая нашу проблему, он продолжает общаться с сотрудниками, перекладывать какие-то бумаги.

    «Вы понимает, у меня тут такое дело. Ваши сотрудники когда-то вот таким образом протянули мне в квартиру электропроводку. Вот схема, вот счетчик, вот этот щит, а теперь оказывается, что все неправильно и что я должен все это за свой счет исправлять и счетчик новый сам должен купить и установить. Как быть?», — спрашивает сотрудник K-News.

    Осмотрев мимоходом документы и фотографии злополучного счетчика, щита и схемы подключения, начальник Ленинского района, так и не дослушав обращение, вновь покидает кабинет. Однако к удивлению нашему возвращается совершенно иным человеком. Непонятно, то ли прозрение на него снизошло, то ли кто-то из подчиненных уже донес, что в коридорах не первый час слоняется пара журналистов – что-то вынюхивают, вопросы задают.

    «Хорошо… Да… Но понимаете, по внутреннему нашему распорядку нельзя, чтобы между кабелем, питающим квартиру и счетчиком были еще какие-то препятствия. Давайте объективно решим вопрос, чтобы вам обидно не было. Этот щит до прибора учета без обрыва подключите, подготовите. Наши сотрудники заменят счетчик, поставят новый. Счетчик за наш счет, не беспокойтесь», — располагающе улыбаясь, сказал Адилет Исмаилов.

    На этом наша ситуация была исчерпана. Свет в ближайшее время обещали не выключать. Счетчик предоставит энергокомпания. По крайней мере, так пообещали.

    Эксперимент № 3: Реакция на происходящее акционерного общества «Северэлектро»

    За разъяснениями мы обратились в ОАО «Северэлектро». В пресс-службе ведомства нам объяснили, что разбираться необходимо по каждому отдельно взятому инциденту. Контролеры имеют право доступа к счетчику с целью выявления и пресечения нарушений со стороны абонентов. В случае, если факт нарушения, допущенного абонентом, будет доказан (будь то порча счетчика или срыв пломбы), на месте составляется акт. Ремонт измерительного прибора, или же его замена при таких обстоятельствах проводится за счет самого абонента. С жалобами на работу контролеров и прочих сотрудников энергосбыта Бишкека граждане могут обратиться по телефону 0312 33-88-22.

    Послесловие

    Хотите жаловаться – жалуйтесь, доказывайте свою правоту, боритесь за справедливость. Этот совет, не раз озвученный официальными лицами акционерного общества «Северэлектро», пожалуй, единственное, чем энергокомпания в реальности может помочь своим абонентам. Однако, глядя на ситуацию извне, складывается ощущение, что вся система в целом выстроена именно таким образом, чтобы человеку легче было «разобраться на месте», чем в предновогодние дни бегать по Бишкеку не с подарками, а с вырванным из стены электросчетчиком и доказывать, что ты «не лось». Однако настаивать на этом умозаключении не будем. Быть может, оно ошибочное и, как говорят в энергокомпании, разбираться нужно в каждом отдельном случае.

    Поделиться