«Кутисай Майнинг» просит высшее руководство КР пресечь попытки отжима лицензии

Автор -

    В редакцию KNews поступило заявление компании «Кутисай Майнинг». Текст заявления публикуется полностью.  

    «В связи со сложившейся ситуацией вокруг деятельности  ОсОО «Кутисай Майнинг», мы вынуждены сделать заявление, в целях донесения до общественности информации о реальном положении дел на месторождении Кутессай-II и сохранения деловой репутации компании.

    В 2009 году наши инвесторы (STANS ENERGY CORP.) через свою дочернюю компанию в Кыргызстане ОсОО «Стэнс Энержи Кей Джи» приобрели на Кыргызской фондовой бирже 100 % акций ОАО «Кутисай Майнинг» (ныне – ОсОО «Кутисай Майнинг»). На момент приобретения акций, ОАО «Кутисай Майнинг» уже имела лицензию на месторождение Кутессай-II, расположенное в Кеминском районе Чуйской области сроком до 2029 года. 15 июня 2012 года между нами и Государственным агентством по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики (Госагентство) было заключено лицензионное соглашение № 3, которое является неотъемлемой частью лицензии. Необходимо обратить внимание, что лицензия на месторождение Кутессай-II действует до 2029 года и соответственно она не продлевалась, как утверждают противники нашей компании.

    Несмотря на определенные трудности и форс-мажорные обстоятельства, такие как: апрельские события, частая смена руководства Госагентства, волокита в формировании комиссии по вопросам регулирования недропользования при Госагентстве, различные проверки, за период с 2010 по 2012 годы компанией выполнен значительный объем предпроектных горных и геологоразведочных работ. Это вскрытие и переопробование подземных горных выработок, бурение скважин, аналитические работы, электронный пересчет запасов, проектно-изыскательские работы и др.,  а также проектирование комбинированной отработки месторождения. При этом существующие обогатительная фабрика, хвостохранилища и объекты инфраструктуры, построенные ранее для переработки редкоземельных руд, оказались в руках частных компаний, что значительно осложнило условия проектирования.

    Общие затраты ОсОО «Кутисай Майнинг» на предпроектные работы и проектирование только по месторождению Кутессай-II за этот период составили 74,19 миллиона сомов.

    Одновременно, аффилированной компанией ОсОО «Стэнс Энержи Кей джи» на месторождении и вокруг него (Ак-Тюзская лицензионная площадь) активно велись поисковые работы, направленные на увеличение сырьевой базы предприятия. Затраты на геологоразведочные работы при этом составили 84,28 миллиона сомов (при плане 36,9 миллионов сомов).

    Параллельно, с целью ускорения выпуска редкоземельной продукции, ведутся ремонтно-восстановительные работы, отладка технологии извлечения редкоземельных элементов, восстановление цехов № 2 и № 3 в селе Кашка, выкупленных в середине 2011 года за 255,09 миллионов сомов у ОАО «Кыргызский химико-металлургический завод» и принадлежащих ныне ОсОО «Кашкинский завод редкоземельных элементов». Затраты на эти работы в 2011-2012 годах  составили 148,71 миллионов сомов.

    В августе 2012 года на месторождении Кутессай II создан производственный участок № 1 («Кутессай»), который в настоящее ведет ремонт зданий и сооружений в старом карьере и после согласования проектной документации приступит к ремонту и восстановлению технологических дорог, водоотводных сооружений и зачистке уступов карьера.

    Сегодня общее количество инженерно-технического персонала и рабочих, связанных с проектом «Кутессай-II» достигло  107 человек, большинство из них жители  Ак-Тюза, Кашки и Орловки. Планируется создание учебного центра в Ак-Тюзе для обучения рабочих из местного населения и дальнейшего привлечения их для  работы на месторождении Кутессай-II.

    В 2010-1012 компанией оказана благотворительная помощь на общую сумму 9,04 миллионов сомов, в том числе 6,68 миллионов сомов Ак-Тюзскому айыл-окмоту и поселковой средней школе, ветеранам, малообеспеченным и многодетным семьям поселка.

    Между тем, бесконечные проверки, продолжающиеся на протяжении нескольких лет, инициированные через различные государственные органы отдельными чиновниками и депутатами ЖК КР под надуманными предлогами и имеющие цель любыми способами лишить лицензии ОсОО «Кутисай Майнинг», не выявили каких-либо значительных нарушений со стороны компании. Однако их отсутствие не только не положило конец ажиотажу вокруг данной лицензии а, наоборот, резко усилило его. Несмотря на вступление в силу нового закона «О недрах», заявления Президента и других руководящих лиц республики о поддержке инвесторов, некоторые чиновники и депутаты, преследующие личные интересы, продолжают осуществлять натиск на добросовестных инвесторов. 

    Мало того, группой чиновников, выходцев из Ак-Тюза, с участием одного из руководителей Кеминского района создано, так называемое общество «Ак-Тюз Платинум», одной из задач которого является лишение лицензии ОсОО «Кутисай Майнинг» и  привод нового, нужного только им  инвестора. И они очень активно занимаются этим — пишут жалобы в ЖК, Генпрокуратуру, Госфиннадзор, Правительство, настраивают население Ак-Тюза и окрестных сел против нашей компании.

    Остается неясным, почему депутаты именно от фракции «Ар-Намыс»,  ряд высокопоставленных госчиновников и некоторые представители Генпрокуратуры КР проявляют нездоровый интерес в вопросе лишения лицензии ОсОО «Кутисай Майнинг» на месторождение Кутессай-II?  Только за последние 7 месяцев Комитеты ЖК КР  дважды рекомендовали аннулировать лицензию у компании (26 июня и 4 декабря минувшего года), при этом, абсолютно игнорируя тот факт, что таким образом задерживается проектирование, в то время как мировые цены на редкоземельные элементы снижаются.

    14 декабря 2012 года комиссия, Госагентства, посетила  месторождение Кутессай-II с целью проверки деятельности ОсОО «Кутисай Майнинг» на месторождении. При этом компания, как и в 2011 году, не была уведомлена о результатах этой проверки. Нам также стало известно о создании еще одной межведомственной комиссии по данному вопросу с участием представителей ряда министерств и ведомств. Нам неясна цель создания всех этих комиссий, так как законодательством КР определены порядки проверок хозяйствующих субъектов.

    Таким, образом, мы видим однобокий подход государственных органов по отношению к нашей компании. Наши же многочисленные обращения к органам правительства, генеральной прокуратуре, ГСНБ с просьбами принять меры и устранить препоны к нашей деятельности, создаваемые отдельными лицами, остаются без ответа. В этом мы видим демонстрацию безразличия властей по отношению к нашей компании. Это происходит вразрез с призывами Президента Атамбаева оказывать максимальное содействие иностранным инвесторам и противодействовать коррупции.

    По непонятным причинам уже более года не рассматриваются другие наши заявки на проведение доизучения месторождения бериллия Калесай, расположенного в восточном борту карьера «Кутессай» и поисковых работ на Ак-Тюзской лицензионной площади. Поэтому работы на них фактически остановлены и даже новый закон «О недрах» похоже, не в силах решить этот вопрос.

    В настоящее время менеджеры и инженерный состав ОсОО «Кутисай Майнинг», теряя драгоценное время, вынуждены заниматься бумажной волокитой, отложив на неопределенный срок свои прямые обязанности. Ведь из-за необходимости подготовки всевозможных материалов, доказательств, справок, выездов и работы с комиссиями, основные работы отходят на второй план.

    В последнее время в активно муссируется информация о якобы незаконном заключении лицензионного соглашения № 3 от 15 июня 2012 года между ОсОО «Кутисай Майнинг» и Государственным агентством по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики (Госагентство), что отрицательно сказывается на деловой репутации ОсОО «Кутисай Майнинг».

    Вызывает недоумение заявление Главного надзорного органа КР об отсутствии в лицензионном соглашении № 3 условий, касающихся оплаты со стороны ОсОО «Кутисай Майнинг» в пользу государства исторических затрат. Кроме того, в заявлении указана предварительная сумма исторических затрат, которая составила 179 миллионов сомов.

    Действительно, в статье 16 Закона КР «О недрах» (от 02 июля 1997 года № 42), действовавшего на момент заключения лицензионного соглашения № 3, имела место норма, обязывающая оговаривать условия оплаты исторических затрат.

    Данная норма была применима к тем субъектам недропользования, которые впервые получали лицензии на право пользования недрами и заключали лицензионное соглашение к ним. Так как нами была приобретена компания с существующей лицензией ранее, то есть в 2009 году, то Госагентство не имело право оговаривать условия оплаты исторических затрат в лицензионном соглашении № 3 ввиду того, что ОсОО «Кутисай Майнинг» не получало новую лицензию, а лишь заключало новое лицензионное соглашение к действующей лицензии.

    Также, следует принять во внимание тот факт, что в соответствии с законом о недрах от 1997 года, стоимость исторических затрат должна была исчисляться в соответствии с правилами, утвержденными Правительством КР. Данное положение делает невозможным произвести подсчеты стоимости исторических затрат, так как таких правил не существовало и не существует по сей день. В этой связи напрашивается вопрос: «Каким образом Генпрокуратура КР совместно с Антикоррупционной службой ГКНБ КР произвели предварительные подсчеты стоимости исторических затрат, понесенных государством?». И главное – все почему-то полностью игнорируют то, что приобретая ОAО «Кутисай Майнинг» мы заплатили государству почти 900 тысяч долларов CША, что в два раза превышает размер бонуса, установленного самим государством в 2009 году!

    Мы надеемся, что данное заявление попадет в поле зрения высшего руководства, которое не допустит продолжения попыток отжима лицензии, после чего наша компания сможет довести проект до полной производственной мощности».

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться