Вопрос о высоких процентных ставках в микрокредитном секторе на сегодняшний день является одним из широко обсуждаемых. При этом часто приводятся не корректные цифры и различные показатели деятельности микрофинансовых организаций (МФО). Согласно данным Национального банка Кыргызстана, средняя процентная ставка по кредитам микрофинансовых организаций на конец 3-го квартала 2012 года составила – 34,7 % годовых (для сравнения средняя процентная ставка в коммерческих банках на тот же период – 21,83 %).
Какова причина разницы между процентными ставками банков и МФО, и насколько они обоснованы?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть составляющие стоимости кредита. Ниже приведены четыре основных компонента, из которых складывается ставка за кредит, уплачиваемая клиентом:
- Стоимость заемных средств, которые привлекает финансовое учреждение
- Расходы на создание резерва на покрытие кредитных потерь и убытков
- Операционные расходы микрофинансовой организации
- Маржа микрофинансовой организации.
Ниже мы детально рассмотрим все четыре составляющие процентной ставки.
Стоимость заемных средств микрофинансовой организации
Как правило, финансовые организации привлекают внешние займы для того, чтобы выдавать кредиты своим потребителям / клиентам. На сегодняшний день, крупные МФО имеют возможность привлекать заемные средства от иностранных кредиторов на срок от двух до пяти лет. В недалеком прошлом средства предоставлялись в основном в иностранной валюте. И только в 2011 году появилась возможность привлекать средства от иностранных кредиторов в национальной валюте.
Следует отметить, что согласно законодательству Кыргызстана, микрокредитные компании могут выдавать кредиты только в национальной валюте. Следовательно, возникает необходимость защиты привлеченных средств от валютного риска и заключения сделок валютного хеджирования.
Процентная ставка в долларах США, которую предлагает кредитор нашим МФО, варьируется от 7,2 % до 9 % (включая налог в 10 %, удерживаемый у источника на доходы налогового нерезидента). На стоимость кредита также оказывает влияние страновой риск и оценка уровня риска отдельно взятой микрофинансовой организации. В силу того, что займы для МФО предоставляются без требования по предоставлению залога и гарантий третьих лиц, соответственно, кредиторы закладывают в процентную ставку свои риски невозврата, что приводит к удорожанию стоимости ресурсов. Кроме того, у нашей страны нет кредитного рейтинга, и это также негативно влияет на процентные ставки по получаемым от иностранных инвесторов ресурсам.
Что касается кредитов в национальной валюте, то некоторые зарубежные кредиторы пользуются услугами компаний TCX и/или MFX, которые предоставляют услуги валютного хеджирования рисков кредиторов (или валютные свопы). Данные компании были созданы рядом международных финансовых институтов, а также банков и агентств развития. Цель – предоставлять услуги по хеджированию валютных рисков в развивающихся странах. Валюты развивающихся стран не котируются на международных валютных рынках. Таким образом, единственная возможность привлекать заемные средства – в долларах США или в евро. Процентная ставка по полученным кредитам в национальной валюте, является плавающей, – она привязана к ставке Государственных Казначейский Векселей; плюс определенная маржа, которая примерно на один процент выше, чем процентная ставка по займам в долларах США. Итого процентная ставка по займам в национальной валюте на сегодняшний день варьируется от 14 % до 16% годовых (также включая 10 %-ный налог, удерживаемый у источника на доходы налогового нерезидента). Следует отметить, что некоторые международные финансовые институты предоставляют кредиты на более льготных условиях. Ставка по таким кредитам от 11 % до 12 % годовых.
Другим инструментом валютного хеджирования, которым пользуются наши МФО, является операция валютных свопов от отечественных банков. Стоимость свопов от коммерческих банков в 2011 году доходила до 13 % годовых, а в 2012 году произошло существенное снижение стоимости – до 7-8 процентов. Стоимость валютного хеджирования от местных банков зависит от нескольких факторов, характеризирующих макроэкономическую ситуацию в стране, а также от уровня инфляции. Приведем пример трех факторов. Это: доходность ГКВ и нот НБКР, поскольку банки имеют возможность размещать свободную ликвидность в сомах в данные инструменты, уровень среднесрочной ликвидности у коммерческих банков и спрос на операции хеджирования со стороны МФО. Снижение процентных ставок по свопам в течение 2012 года произошло по причине влияния всех трех вышеупомянутых факторов. Стоимость ГКВ снизилась с 15 % в 2011 году до 7 % в 2012 году, а 28-дневных нот НБКР с 7 % до 2,5 %. По причине снижения доходности по ценным бумагам, денежная ликвидность банков увеличилась, и банки стали предлагать МФО более выгодные условия по свопам. В то же время несколько МФО начали получать с 2011 года кредиты в национальной валюте от кредиторов, а уже с 2012 года – осуществлять своп сделки напрямую с компаниями TCX и MFX, тем самым снизив спрос на местном банковском рынке.
Таким образом, стоимость заемных средств в национальной валюте при использовании свопов местных банков упала в среднем с 21 % годовых в 2012 году (8 % – стоимость в долларах США, плюс 13 % – стоимость свопа с банком) до 15 % — 16 % в конце 2012 года (8 % – стоимость в долларах США, плюс 7 % — 8 % – стоимость свопа с банком).
В итоге себестоимость финансовых ресурсов для наших микрофинансовых организаций в национальной валюте варьируется от 14 % до 16 %, за исключением тех средств, которые предоставлены международными финансовыми институтами развития.
Хотелось бы отметить, что, проценты, уплачиваемые нашей компанией по займам, полученным от зарубежных кредиторов, повышаются за счет действующего налога в размере 10 % на процентные доходы нерезидентов.
Расходы на создание резерва на покрытие кредитных потерь и убытков
Поскольку существует вероятность кредитного риска – то есть невозврата выданной суммы/кредитов, согласно требованиям НБКР, микрофинансовые организации должны предусмотреть расходы на создание резерва для покрытия кредитных потерь и убытков (РППУ). Согласно требованиям, норма отчислений в резерв на кредиты, по которым нет просрочек, составляет от 1 % до 5 % от объема кредитного портфеля. По кредитам, находящимся в просрочке, норма резерва значительно выше. Она достигает 100 %, в случае если кредит просрочен на срок более чем 180 дней.
В целом, можно сказать, что отчисления в РППУ колеблются от двух до десяти процентов, в зависимости от качества портфеля каждой микрокредитной компании. Можно предположить, что в среднем норма РППУ составляет от двух до трех процентов от суммы выданного кредита.
Операционные расходы
Микрофинансовые организации выдают небольшие кредиты, средняя сумма выдачи которых составляет 45 тысяч сомов (по статистическим данным Ассоциации микрофинансовых организаций Кыргызстана). Количество клиентов компаний-членов Ассоциации по состоянию на конец 2012 года составляет 269 тысяч клиентов, и для того, чтобы обслужить такое количество клиентов необходимо определенное количество сотрудников (численность сотрудников компаний-членов Ассоциации составляла более 3 тысяч человек на конец декабря 2012 года). Кроме того, для предоставления услуг населению, существует необходимость создания и обслуживания обширной сети филиалов и офисов по всей стране.
Влияние на операционные расходы оказывает и месторасположение компании и ее клиентов. Большинство клиентов микрокредитных компаний проживают в регионах, зачастую отдаленных даже от административных центров. Расстояние от офисов компании до самых удаленных клиентов может достигать 140 км., при этом на одну такую поездку затрачивается до шести часов, и осуществляются эти выезды на регулярной основе. Конечно, не все клиенты МФО расположены так далеко от офисов, большинство клиентов проживает в радиусе 30-40 км. от филиала или офиса компании, но тем не менее это тоже существенные затраты для МФО – выезжать к клиентам для обслуживания на такие расстояния.
Как следствие, операционные затраты микрофинансовой организации по отношению к кредитному портфелю составляют от 10 % до 30 % в зависимости от целевого сегмента компании, и соответственно, средней суммы выдаваемого кредита и количества сотрудников, которые необходимы для осуществления деятельности компании.
Давайте рассмотрим простой пример, как сумма кредита может влиять на стоимость кредитного продукта. Если предположить, что для выдачи кредита МФО тратит 100 сомов (независимо от размера кредита), то это составляет 10 % от кредита суммой 1 000 сомов и всего 1 % для кредита 10 000 сомов. Это одна из причин разницы между процентными ставками по кредитам в коммерческих банках и микрокредитных компаниях, так как последние специализируются на выдаче малых сумм в больших объемах, что приводит к повышению операционных расходов.
В частности в ЗАО «МКК ФИНКА» в 2011 году было проведено исследование себестоимости кредитных продуктов. Результаты этого исследования показали, что расходы, которые несет компания по займам, сумма выдачи которых составляет от 2 тысяч до 20 тысяч сомов значительно превышают доходы от этих кредитов и такие кредиты являются убыточными для компании. Но в силу того, что необходимость в получении таких мелких сумм возникает в основном у мелких частных предпринимателей, а это именно тот сегмент клиентов, который отвечает миссии компании FINCA, работа с этими клиентами является для компании важной и приоритетной.
Маржа
Выше были раскрыты расходные компоненты процентной ставки. Последний компонент маржа, которую зарабатывает МФО для обеспечения прибыльности компании. Для чего нужна прибыль МФО? Во-первых, для того чтобы наращивать собственный капитал через нераспределенную прибыль, который дает возможность дальнейшего роста компании. Во-вторых, любой кредитор, всегда проводит тщательный анализ деятельности МФО и шансы получить кредит от иностранного кредитора при убыточной деятельности достаточно малы. В-третьих, прибыль – это показатель возврата на инвестиции акционеров, которая должна быть положительной для дальнейшей возможности получения новых вливаний в уставный капитал.
Уровень маржи является разным для каждой отдельно взятой компании. Можно сказать, что в среднем маржа варьируется от двух процентов и выше, в зависимости от целей и миссии МФО.
Итак, мы рассмотрели каждый компонент, влияющий на ценообразование кредитных продуктов МФО в отдельности, и теперь можем подвести расчет полной ставки, которую МФО предлагает своим клиентам.
- Стоимость заемных средств составляет 14 % — 16 %,
- Расходы на создание резерва на покрытие кредитных потерь и убытков – от 2 % до 3 %,
- Операционные расходы микрофинансовой организации варьируются от 10 % и до 30 %,
- Маржа микрофинансовой организации – от 2 % и выше.
Соответственно, суммируя показатели по нижней границе, мы получим минимальную процентную ставку кредита в размере 28 % (для кредитов в национальной валюте). И если брать по верхней границе, тогда стоимость кредита может достигать 50 % и выше. В результате средняя ставка по кредитам микрофинансовых организаций в заданном ценовом коридоре составляет на сегодняшний день 38 % годовых.
В заключение хотелось бы также отметить роль конкуренции и влияние конкурентных сил на процентные ставки. В последнее время усиливается конкуренция на рынке кредитования, и мы наблюдаем, что банки начинают более активно заходить на рынок микрофинансирования, и также видим, что одна микрофинансовая организация недавно трансформировалась в банк. Растущая борьба за клиентов толкает МФО и банки к снижению процентных ставок и росту собственной эффективности. Для поддержания роста конкурентных сил необходимы позитивные сдвиги в экономике страны, разумные действия государственных органов и законодательство, которое будет способствовать дальнейшему развитию финансовых институтов и усилению конкуренции на рынке.
Материал предоставлен ЗАО «МКК ФИНКА» по запросу K—News