Из претендующих на пост омбудсмена двое уже побывали в этом кресле. Турсунбай Бакир уулу был первым в истории Кыргызстана омбудсменом. Турсунбек Акун – вторым. Эти две персоны известны горячей нелюбовью друг к другу.
Так, на одной из пресс-конференций Турсунбай Бакир уулу заявил, что годовой бюджет Института омбудсмена при Турсунбеке Акуне вырос почти вдвое, и в 2012 году он составил 27 миллионов 700 тысяч сомов. По его словам, в 2007 году, когда он был омбудсменом, годовой бюджет составлял 18 миллионов 170 тысяч сомов.
Не так давно соперников помирили депутаты Жогорку Кенеша. Однако после этого Турсунбай Бакир уулу пообещал засудить Турсунбека Акуна. Заявление было сделано после пресс-конференции председателя, так называемого, народно-патриотического революционного движения оппозиционных сил Назарбека Нышанова. Тот предоставил журналистам две видеозаписи. В одной некий человек обвиняет депутата в домогательстве его супруги. В другой якобы домкомом рассказывает, что в центре Оша Турсунбай Бакир уулу устроил в одном из подъездов публичный дом. Турсунбай Бакир уулу заявил, что эту клевету Нышанов распространяет по просьбе Турсунбека Акуна.
Последний попросил представить доказательства его вины, а недавно выступил с обращением, в котором рассказал о своем безмерном уважении к своему многолетнему сопернику.
K—News приводит некоторые высказывания и предложения этих двух кандидатов.
Турсунбек Акун
«Турсунбай Бакир уулу — это известный политик. Надо отдать должное неординарности его личности. Он стоял у истоков организации национального Института омбудсмена. Несмотря на допущенные серьезные недостатки, в этом плане им сделано многое. Кроме этого, Турсунбай Бакир уулу вызывает уважение как коллега, как человек. И как отец многодетного семейства», — заявил Турсунбек Акун накануне выборов омбудсмена.
Турсунбек Акун далее заявил, что, несмотря на имеющиеся разногласия и конфликтные ситуации между ним и Бакир уулу, он не держит зла на него, нет никакого чувства мести, очень уважает его. И попросил журналистов не нагнетать ситуацию вокруг их взаимоотношений.
В 2011 году Турсунбека Акуна хотели досрочно освободить от должности. В ответ на это правозащитник пригрозил объявить голодовку. Он подчеркнул, что не представляет свою жизнь без этой должности.
«Я 15 лет был без работы, у меня ничего не было, и я боролся за права человека, жертвуя своей жизнью. Если депутаты будут препятствовать моей деятельности на этом посту и ставить заслон независимости Института омбудсмена, я выйду на митинг и объявлю голодовку», — заявил Турсунбек Акун.
На посту омбудсмена Турсунбек Акун регулярно встречался с президентом и жаловался на высокопоставленных чиновников и депутатов, которые не справляются со своей работой, и чьи действия вредят простому народу и бросают тень на имидж главы государства.
Омбудсмен и депутат
Турсунбай Бакир уулу всегда ратовал за усиление позиций кыргызского языка. Он предложил в 2006 году новую версию Конституции писать не на русском, а на государственном языке. Мотивировал свое предложение тем, что при переводе законов на кыргызский язык допускается много ошибок и неточностей. А в 2007 году предложил обязать спецслужбы вести переписку на кыргызском языке, чтобы враги не узнали тайн Кыргызстана. Ведь «кыргызский язык менее известен, чем русский». Чтобы мотивировать представителей других национальностей учить кыргызский язык, политик предложил доплачивать чиновникам не титульной нации за знание госязыка.
Став депутатом Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу принес клятву, положив руку не на Конституцию, а на Коран. Он отметил, что его клятва сильнее, чем у других депутатов.
«В течение последних 10 лет Конституцию неоднократно перекраивали. Я принес присягу на священной книге, которая всегда будет неизменной. Восемь лет назад я принес на Коране присягу в качестве акыйкатчы, и все 5 лет работы добросовестно отработал», — отметил Турсунбай Бакир уулу.
В депутатском кресле политик стал еще активнее фонтанировать различными инициативами. Он предлагал построить в Бишкеке метро, перенести начало учебного года на 1 октября, убрать графу «национальность» из паспорта. С его подачи всем представительницам прекрасного пола, работающим в здании Жогорку Кенеша, запретили носить мини-юбки.
«Сейчас в перерыве в коридоре передо мной шла девушка в мини-юбке. Я бы не смотрел на это, но если бы я не смотрел вперед, то мог споткнуться и упасть», — поделился тогда пережитым кошмаром Турсунбай Бакир уулу.
Одним из первых законопроектов, который он стал разрабатывать в парламенте, должен был запретить несовершеннолетним выезжать за рубеж. По его словам, очень многие молодые люди без ведома родителей и соответствующих документов и разрешений уезжают за границу.
«С помощью данного законопроекта мы сможем удержать молодежь в стране, пока они не достигли совершеннолетия. Многие молодые люди по глупости ввязываются в неприятные истории в других странах, а защитить на расстоянии мы их не всегда можем», — отметил Турсунбай Бакир уулу.
Второй законопроект нардепа был призван запретить деятельность международных брачных агентств. Таким образом, он решил оградить наших соотечественниц от неосмотрительного шага – брака с иностранцем и выезд из страны.
«Мы все знаем, что большинство таких невест потом сами же и страдают. Их либо продают в рабство, либо они живут в семейном насилии. И мы опять не можем их защитить, пока они находятся на территории других стран», — подчеркнул Турсунбай Бакир уулу.